Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний
Страница 1

Информация о психологии » Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков » Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний

Самооценка и уровень притязаний являются довольно распространёнными конструктами, с которыми работают психологи. Однако в многочисленных работах, посвящённых изучению данных образований, неоправданно мало уделяется вопросу о характере взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Длительное время самооценка отождествлялась с уровнем притязаний или считалась его отражением в ситуации, связанной с постановкой цели, что позволяло исследователям использовать технику измерения притязаний для диагностики самооценки. Подобное применение показателей уровня притязаний обнаружило признаки рассогласования уровней названных конструктов.

На сегодняшний день изучено соотношение самооценки и уровня притязаний по параметру высоты и связь различных вариантов с рядом личностных особенностей. Обнаружено, что при гармоничном сочетании высотных характеристик самооценки и уровня притязаний может формироваться сбалансированная личность, а при дивергенции уровней последних может возникать внутренний дискомфорт, вызывающий повышение тревожности, агрессивности и так далее [21. с. 18-19].

Повышение притязаний выступает дополнительной мотивационной переменной, отражающейся в продуктивности деятельности. Именно поэтому при рассмотрении типа соотношения самооценки и уровня притязаний рассогласования обсуждаемых переменных по типу повышения уровня притязаний относительно самооценки даёт более высокую эффективность учебной деятельности по сравнению с типом некогерентным либо сочетанием анализируемых переменных на равном, среднем уровне.

Повышение самооценки и уровня притязаний позитивно отразиться на продуктивности деятельности. Дисгармоничный тип, а именно повышение уровня притязаний относительно самооценки при условии его адекватности, хоть и дает увеличение продуктивности учебной деятельности, но связан с ростом уровня тревожности, отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся. Наиболее неблагоприятным типом сочетания является наличие средней самооценки и низкого уровня притязаний: оно не приводит к результативности учебной деятельности по причине ослабления мотивации школьников, но может увеличить рост заболеваемости школьников [22, с. 156 - 157].

Несоответствие высотных параметров самооценки и уровня притязаний порождается одной, общей для них разновидностью внутриличностного конфликта. Этот конфликт заключается в том, что актуальная самооценка, складывающаяся по текущим достижениям, не совпадает с тем внутренним эталоном, которых привычно реализовывался в прошлом или, будучи новым, удовлетворял бы субъекта. Притязания превышающее самооценку – это совладающая стратегия, ибо человек стремится фактическими достижениями утвердить желаемый уровень реальной оценки себя.

При подъеме самооценки над притязаниями доминирует защитная стратегия, направленная на избегание неудачи, угрожающей высоте декларируемой самооценки.

Стратегия совладания, выраженная в подъеме самооценки за счет достижения успеха в зоне высокой трудности, является адекватной, но не полностью эффективной из-за риска неуспеха, что может привести к повторному снижении самооценки и дальнейшему углублению конфликта. «Защитная» стратегия не является результативной по определению, поскольку избавляет субъекта только от возможного сею минутного неуспеха, но не допускает апробирования деятельностью заявленного уровня самооценки, оставляя конфликт неразрешенным и не выполняя функции совладания [23, с. 70 -71].

Страницы: 1 2


Социально - психологическая cпецифика управления предприятиями ресторанного бизнеса
Значительный сегмент общего рынка обслуживает исключительно ресторанный бизнес, который считается одним из самых рискованных с точки зрения вложения средств, самым непредсказуемым с точки зрения планирования прибыли и рентабельности. Но, вместе с тем, в ресторанном бизнесе есть настолько привлекательные черты, настолько широкие возможно ...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку».
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, в начале урока, а не в конце, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за вы ...

Сущность, предпосылки возникновения этнических конфликтов
Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных стол ...