Анализ результатов исследования особенностей проявления самооценки у детей
старшего дошкольного возрастаСтраница 1
Выявление самооценки детей старшего дошкольного возраста и ее особенностей осуществлялось с помощью методики изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур и методики «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте.
Всего было обследовано 33 старших дошкольников в возрасте от 6 до 7 лет, посещавших муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 127 «Огонек», из подготовительной к школе группы.
Вначале нами осуществлялось исследование особенностей структурных компонентов самооценки, уровень развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подверглись статистической обработке с использованием компьютерной программы STATISTICA 6.0.
Первоначально дети старшего дошкольного возраста были обследованы при помощи методики «Лесенка» В.Г. Щур, с помощью оценивания детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества.
Данные представлены в виде порядковой переменой, поэтому мы можем не проверять нормальность распределения и использовать коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (приложение 1).
Для окончательных выводов использовались результаты при уровне значимости не превышающем 0,1, то есть p < 0,1.
После обработки данных по методике «Лесенка» Щур В.Г. с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена была представлена таблица 2 (приложение 2). В данной таблице выявлялась более сильная взаимосвязь между переменными. Обнаружилось, что у детей по некоторым критериям наблюдается зависимость между личной оценкой ребенком себя и тем, как он считает, оценят его взрослые (родители) и дети (сверстники).
То есть ребенок предполагает, что его личная оценка самого себя, возможно, не является бесспорной, и он может быть оценен другими, окружающими его людьми лучше или, наоборот хуже.
Нами было выяснено, что зависимыми критериями для детей старшего дошкольного возраста в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества: доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества; старание. В предоставленной группе детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая – между ребенком и сверстниками.
Так, в таких качествах как здоровье, сила и смелость проявлялась зависимость личных оценок детей от того, как они думали их, оценят сверстники. Видимо, в данной группе детей среди сверстников наибольшую значимость имеют именно эти личностные качества.
Однако большая взаимосвязь проявляется между оценкой ребенка и предполагаемой оценкой взрослого, и именно родителя. Такая взаимосвязь наблюдается между всеми личностными качествами ребенка.
В большинстве объяснений своего выбора дети часто подчеркивали роль взрослого в их жизни (приложение 3). То есть, наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, а осознаваемые ребенком суждения взрослых, закрепляются в его сознании и становятся его собственными знаниями о себе. Поэтому так часто в своих оценках дети опираются на суждения родителей.
Для обработки конечных результатов мы применили непараметрический T – критерий Вилкоксона и сделали сравнение зависимых переменных (приложение 4, таблица 12). Обратимся к анализу результатов (см. рис. 1).
На основании показаний нижней и верхней квартилей мы видим, что 75% выборки детей старшего дошкольного возраста по переменной «хороший» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. По переменой «красота» большинство детей старшего дошкольного возраста поставили себя на первую ступень (большее 90%). Наибольшее распределение выборки по переменным «хороший – красота» находиться на первой ступени.
Рис. 1. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «хороший – красота».
Итак, нами было выяснено, что в данной выборке испытуемых у детей старшего дошкольного возраста значимыми критериями для них являются красота и хороший.
На основании таблицы 13 (приложение 4) построим график для переменных: ум, красота и старание (рис. 2).
На рис. 2 мы видим, что наибольшее распределение выборки по переменным «ум, красота, старание» сосредоточено на первом значении (на первой ступени). Это показывает, что большинство детей предпочитали ставить себя на первую ступеньку, что может указывать на их высокую оценку самих себя.
Рис. 2. Размах методики «Лесенка» Щур В.Г по переменным «ум, красота, старание».
Возрастные кризисы
Понятие возрастных кризисов связано, как уже говорилось выше, с закономерностями психического развития человека. Процесс познания мира человеком, физическое, интеллектуальное, духовное и психическое развитие начинается с момента физического рождения , продолжается на протяжении всей жизни и заканчивается с его смертью.
Термин « кризисы ...
Психология личности члена радикальной (асоциальной) и «деструктивной
организации»
Люди, вступающие в ряды радикальной группировки (далее: террористы) или «деструктивной организации» (далее: культисты) — это выходцы из разных социальных слоев и жизненных сфер. Существует определенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены радикальных групп. Есть основания полагать, что эти черты во многом сходны с теми, ...
Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путем готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего рез ...