Заключение
Страница 1

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

- самооценка от общей переходит к дифференцированной;

- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.

Приложение 1

Таблица 1. Данные по методике «Лесенка» Щур В.Г.

№ п/п

Имя

Хороший В.

Ум В.

Здоровье В.

Красота В.

Доброта В.

Счастье В.

Смелость В.

Сила В.

Старание В.

Хороший Р.

Ум Р.

Здоровье Р.

Красота Р.

Доброта Р.

Счастье Р.

Смелость Р.

Сила Р.

Старание Р.

Хороший Д.

Ум Д.

Здоровье Д.

Красота Д.

Доброта Д.

Счастье Д.

Смелость Д.

Сила Д.

Старание Д.

1

Миша А.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Катя А.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

3

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

Женя В.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

4

Вова В.

1

3

1

1

1

1

2

1

1

2

1

3

1

1

2

1

1

1

3

3

5

2

1

1

1

2

2

5

Лиза Г.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

6

Юля И.

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

2

3

2

2

5

5

3

5

3

6

7

Лера К.

1

1

7

1

1

1

1

6

3

2

2

5

1

1

1

1

6

1

2

3

1

2

2

2

5

6

2

8

Максим К.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

3

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

9

Лиза К.

1

1

6

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

10

Саша М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Юля П.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

12

Надя С.

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

13

Виталий Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

2

1

1

1

1

6

3

2

3

3

2

1

3

6

14

Вика К.

1

2

1

2

2

2

5

2

1

1

2

2

1

2

2

5

2

2

2

1

2

2

1

1

6

1

1

15

Захра Х.

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

5

1

1

2

1

2

2

16

Лера Р.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

17

Лиза Р.

5

1

5

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

5

1

1

2

2

2

2

1

1

5

5

2

18

Алена А.

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

19

Маша А.

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

20

Аня Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

Слава Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

22

Лия Д.

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

23

Кристина Ж.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

24

Ашот К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

25

Диляра К.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

Саша О.

1

1

2

1

2

1

5

2

1

1

1

2

1

2

1

5

2

1

5

2

1

2

1

2

1

1

2

27

Ваня П.

2

2

1

1

1

2

5

2

1

2

2

1

1

1

2

5

2

1

1

2

1

2

2

2

5

2

1

28

Дима Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

29

Рубин Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

30

Рома Ш.

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

3

1

1

2

2

2

1

1

2

31

Ярослав Ц.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

Настя Ш.

1

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

33

Снежана О.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Кризис новорожденности
Родясь на свет, мы плачем- Грустно нам К комедии дурацкой приступаться… В. Шекспир Само понятие « новорожденный » таит в себе огромный смысл – новый и рожденный ( др. слав. рож ( рожь) – жизнь ), то есть новая жизнь! Новый человек приходит в эту жизнь , и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни – рожде ...

Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибе ...

Мышление
Особенностью мышления является его опосредствованный характер. Человек приобретает знания, которые содержатся в культуре, являются результатом научной и практической деятельности огромного количества людей. Одновременно со знаниями человек усваивает нормы мышления и поведения, например, способы решения умственных задач или выполнения тр ...