Заключение
Страница 1

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

- самооценка от общей переходит к дифференцированной;

- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.

Приложение 1

Таблица 1. Данные по методике «Лесенка» Щур В.Г.

№ п/п

Имя

Хороший В.

Ум В.

Здоровье В.

Красота В.

Доброта В.

Счастье В.

Смелость В.

Сила В.

Старание В.

Хороший Р.

Ум Р.

Здоровье Р.

Красота Р.

Доброта Р.

Счастье Р.

Смелость Р.

Сила Р.

Старание Р.

Хороший Д.

Ум Д.

Здоровье Д.

Красота Д.

Доброта Д.

Счастье Д.

Смелость Д.

Сила Д.

Старание Д.

1

Миша А.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Катя А.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

3

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

Женя В.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

4

Вова В.

1

3

1

1

1

1

2

1

1

2

1

3

1

1

2

1

1

1

3

3

5

2

1

1

1

2

2

5

Лиза Г.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

6

Юля И.

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

2

3

2

2

5

5

3

5

3

6

7

Лера К.

1

1

7

1

1

1

1

6

3

2

2

5

1

1

1

1

6

1

2

3

1

2

2

2

5

6

2

8

Максим К.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

3

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

9

Лиза К.

1

1

6

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

10

Саша М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Юля П.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

12

Надя С.

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

13

Виталий Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

2

1

1

1

1

6

3

2

3

3

2

1

3

6

14

Вика К.

1

2

1

2

2

2

5

2

1

1

2

2

1

2

2

5

2

2

2

1

2

2

1

1

6

1

1

15

Захра Х.

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

5

1

1

2

1

2

2

16

Лера Р.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

17

Лиза Р.

5

1

5

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

5

1

1

2

2

2

2

1

1

5

5

2

18

Алена А.

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

19

Маша А.

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

20

Аня Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

Слава Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

22

Лия Д.

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

23

Кристина Ж.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

24

Ашот К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

25

Диляра К.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

Саша О.

1

1

2

1

2

1

5

2

1

1

1

2

1

2

1

5

2

1

5

2

1

2

1

2

1

1

2

27

Ваня П.

2

2

1

1

1

2

5

2

1

2

2

1

1

1

2

5

2

1

1

2

1

2

2

2

5

2

1

28

Дима Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

29

Рубин Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

30

Рома Ш.

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

3

1

1

2

2

2

1

1

2

31

Ярослав Ц.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

Настя Ш.

1

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

33

Снежана О.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Символ-драма (Метод кататимного переживания образов) ПТСР
Это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символ-драма способствует их перерабо ...

Позиции восприятия
Понимание того, что в основе действий человека лежит три основных способа восприятия опыта, дает огромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. Эти способы имеет название первой, второй и третьей позициями восприятия. Когда человек ассоциирует себя со своим собственным телом, то он находится в первой позиции. ...

Становление и развитие межличностных отношений
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мяч ...