Заключение
Страница 1

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Полученные факты подтвердили наше предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем развития самооценки.

Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

- самооценка от общей переходит к дифференцированной;

- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования нами было решено отнести: принятие инициативы в игре, принятие предложений от других детей игрового характера, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Таким образом, нами была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей. Кроме этого были подобраны упражнения, игры и этюды, способствующие повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

Учитывая полученные эмпирические данные можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.

Приложение 1

Таблица 1. Данные по методике «Лесенка» Щур В.Г.

№ п/п

Имя

Хороший В.

Ум В.

Здоровье В.

Красота В.

Доброта В.

Счастье В.

Смелость В.

Сила В.

Старание В.

Хороший Р.

Ум Р.

Здоровье Р.

Красота Р.

Доброта Р.

Счастье Р.

Смелость Р.

Сила Р.

Старание Р.

Хороший Д.

Ум Д.

Здоровье Д.

Красота Д.

Доброта Д.

Счастье Д.

Смелость Д.

Сила Д.

Старание Д.

1

Миша А.

2

2

1

3

3

3

2

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

5

2

2

2

2

2

3

2

2

2

Катя А.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

3

1

2

3

2

3

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

Женя В.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

1

2

1

1

2

4

Вова В.

1

3

1

1

1

1

2

1

1

2

1

3

1

1

2

1

1

1

3

3

5

2

1

1

1

2

2

5

Лиза Г.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

6

Юля И.

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

3

2

3

2

2

5

5

3

5

3

6

7

Лера К.

1

1

7

1

1

1

1

6

3

2

2

5

1

1

1

1

6

1

2

3

1

2

2

2

5

6

2

8

Максим К.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

2

1

3

1

2

2

1

2

1

2

2

1

2

1

9

Лиза К.

1

1

6

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

10

Саша М.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Юля П.

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

2

2

2

2

2

2

12

Надя С.

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

2

2

2

2

13

Виталий Х.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3

3

1

1

2

1

1

1

1

6

3

2

3

3

2

1

3

6

14

Вика К.

1

2

1

2

2

2

5

2

1

1

2

2

1

2

2

5

2

2

2

1

2

2

1

1

6

1

1

15

Захра Х.

2

1

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

2

5

1

1

2

1

2

2

16

Лера Р.

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

17

Лиза Р.

5

1

5

1

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

5

1

1

2

2

2

2

1

1

5

5

2

18

Алена А.

1

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

19

Маша А.

2

2

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

20

Аня Б.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

21

Слава Г.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

1

1

1

1

1

22

Лия Д.

2

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

23

Кристина Ж.

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

24

Ашот К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

25

Диляра К.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

26

Саша О.

1

1

2

1

2

1

5

2

1

1

1

2

1

2

1

5

2

1

5

2

1

2

1

2

1

1

2

27

Ваня П.

2

2

1

1

1

2

5

2

1

2

2

1

1

1

2

5

2

1

1

2

1

2

2

2

5

2

1

28

Дима Т.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

29

Рубин Т.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

1

30

Рома Ш.

2

2

2

1

1

2

1

1

1

2

2

2

1

1

2

1

1

1

3

1

1

2

2

2

1

1

2

31

Ярослав Ц.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

32

Настя Ш.

1

2

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

2

2

1

1

2

1

2

33

Снежана О.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Становление сознания человека
Эмоциональное сознание человека гораздо старше интеллектуального. И если люди предвзято отказывают другим млекопитающим даже в ничтожной крупице разумности, то ведь никто не спорит, что животным знакомы чувства и желания, и что они в своей жизни руководствуются не только рефлексами и инстинктами, но и этими своими желаниями и чувствами? ...

Д. Гартли как создатель первой системы ассоциативной психологии.
Ассоциация (лат. Associatio – соединение, взаимосвязь) – в психологии и философии закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Ассоцианизм, или ассоциативная психология, появился как самостоятельное направление в XVIII в. Эта школа положила начало выд ...

Рефлексы и эмоции
Сознание человека неоднородно – это обусловлено его происхождением и эволюционным путем развития. В связи с этим возникает закономерный вопрос: как взаимодействуют разные уровни сознания между собой? Уровень глубинного сознания слабо связан с интеллектом, но тем не менее такие связи существуют. Мы можем усилием воли (прямая команда из у ...