Диагностика конфликта

Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т.е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших. В большинстве случаев проведение диагностики предполагает определение:

· истоков конфликта, субъективных или объективных переживаний сторон, способов “борьбы”, противоречия мнений, событий, затронутых потребностей и интересов;

· биографии конфликта, т.е. его история, фон, на котором он прогрессировал, нарастание конфликта, кризисы и поворотные точки в его развитии;

· участников конфликтного взаимодействия: личностей, группы, подразделений;

· позиций и отношений сторон, их взаимозависимости, ролей, ожиданий, личных отношений;

· исходных отношений к конфликту – хотят и могут ли стороны сами решить конфликт, каковы их надежды, ожидания, установки, условия, либо конфликт спровоцирован специально в интересах одной из сторон, которая постоянно поддерживает уровень напряженности.

Схема диагностики конфликта в обобщенном виде представлена на рис.1.

Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон может послужить основой выработки дальнейшего решения.

При проведении диагностики конфликта достаточно сложным является выявление субъектов конфликта, их затронутых потребностей, интересов, опасений, причин конфликтного взаимодействия.

Для выявления причин конфликта возможно использовать метод картографии конфликта [1], суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании


Роль общения в психическом развитии человека
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личност ...

Характеристика рабочего места
Инженеры – проектировщики аэродромов в основном находятся в кабинетах, за чертежными столами, готовя очередной проект. Либо выезжают в командировки на место бедующего или уже имеющегося строительства. Собирают информации, знакомятся с местностью, наблюдают за ходом выполнения проекта, делают свои коррективы. Если говорить об офисном мес ...

Упражнение «Инструкция»
Ведущий вызывает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать чёткие указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполнен ...