Введение.
Психология труда – одна из важнейших отраслей психологической науки. Она изучает многообразие проявлений психики в трудовой деятельности, ее развитие в различных видах труда, влияние длительной работы на психику, соответствие организации процессов труда психическим и психофизиологическим особенностям человека и другие проявления личностных, психологических и индивидуально-типологических факторов в труде. Трудовая деятельность является основным видом деятельности взрослого человека.
В своей работе я подробно рассмотрю основные методы психологии труда.
Обычно в науках различают два основных метода, используемых как средства научного исследования: наблюдение и эксперимент. Но разные отрасли психологии в связи со спецификой объекта изучения применяют еще и другие методы, а также ряд вспомогательных средств. Кроме того, конкретное применение психологических методов имеет в отдельных направлениях психологической науки свою специфику. Это вытекает из особенностей объекта и целей исследования. Так, например, общая психология, изучая психологические закономерности, имеющие универсальное, теоретическое значение, часто вынуждена абстрагироваться от той социальной и физической среды, в которой протекает реальная деятельность человека, и от личности конкретного индивидуума. Прикладные отрасли психологии, в том числе и психология труда, наоборот, не могут рассматривать человека вне условий его деятельности, и даже жизни в целом.
Проведение исследований в психологии предъявляет к исследователю определенные требования: 1) использование методов должно удовлетворять принципам марксистской философии. Это означает, что изучение конкретного явления необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими явлениями, в развитии и единстве противоположностей, в возможном переходе количества в новое качество и т. п.; 2) каждый метод должен быть объективным методом, т. е. вскрывать реальные закономерности психической деятельности; 3) для решения определенной задачи или проверки выдвинутой гипотезы исследователь должен выбирать конкретные методы или проектировать новые методические средства, т. е. методы должны быть адекватны задаче, а не наоборот. Это, казалось, очевидное требование нередко нарушается, особенно в научно-практических исследованиях, когда без достаточных оснований берется ряд методических средств в расчете на то, что они, может быть, позволят решить поставленную задачу. В связи с этим трудно согласиться с теми, кто считает, что в практических исследованиях можно разрешать самостоятельно пользоваться психологическими методами лицам, не имеющим достаточной психологической подготовки.
В психологии труда большинство методов могут применяться в трех довольно самостоятельных планах: 1) для психологического анализа профессиональной деятельности, т. е. для «психологии профессий»; 2) для разнообразных конкретных исследований (подбора кадров, производственного обучения, утомления, различной рационализации и т. д.); 3) для исследования конкретной личности, ее мотивов, потребностей, склонностей, способностей и др.
Первый и второй планы предполагают применение методов к группе лиц, выполняющих определенный вид профессиональной деятельности. Третий план предусматривает использование методов применительно к конкретному человеку, но в разных видах его деятельности (во время профессиональной работы, в перерывах работы, в часы отдыха и досуга).
В зависимости от характера исследования чаще всего один из методов является основным, но, как правило, он дополняется рядом других методов.
Обычно в учебных пособиях в самой разнообразной последовательности излагается сущность каждого метода. Вместе с тем более целесообразно дать сначала сводку всех основных методов психологии труда в обобщенном виде, посмотреть на весь арсенал методов как бы с «птичьего полета». Для этой цели их необходимо представить в виде общей схемы и лишь, затем раскрыть основное содержание каждого метода. Естественно, что как всякая схема она дает упрощенное представление о совокупности методов психологии труда. Она, конечно, не может отражать всех взаимосвязей между отдельными методами, но зато позволяет сразу сориентироваться в том комплексе методов, которыми пользуется психология труда.
Проблемы коммуникации в межличностном общении
Коммуникациям очень часто препятствует непонимание друг друга членами коммуникационного процесса. Причины возникновения проблем коммуникации из-за непонимания заключаются в следующем.
1. Различия в восприятии сообщения и его основной идеи и концепции, что происходит в силу:
· неправильного кодирования сообщения руководителями без учет ...
Необходимость изучения индивидуальности человека
Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в ...
Определение надёжности теста
Надёжность - устойчивость результатов, которые получены при помощи теста. Надежность – это один из критериев качества теста, относящийся к точности психологических измерений. Чем больше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.
Обычно тест считается надёжным, если с его помощью получаются одни и те же п ...