Введение
Страница 1

Окружающий нас мир меняется, в 2006 году число пользователей Интернета в мире превысило миллиард человек[1], а в России в 2009 году составило около 47 миллионов[2]. Люди общаются в виртуальном пространстве, высказывают мнения, совершают покупки. Все большую популярность приобретают форумы и Интернет-сообщества, такие как «LiveJournal», «Myspace», «Одноклассники» и т.д., в которых содержатся биографические, социально-демографические данные пользователей, информация об их убеждениях, вкусах, предпочтениях (от музыкальных до политических). Кроме того, виртуальное пространство видоизменяет привычные формы социального поведения, люди могут совершать покупки в Интернет-магазинах, принимать участие в виртуальных митингах[3], находить новые способы выражения своих мнений и чувств. Таким образом, Интернет не только открывает новые пути для применения качественных методов исследований, но и содержит в готовом виде массу полезной информации. Но что заслуживает доверия, а что нуждается в дальнейшей проверке, как определить устойчивость убеждений пользователя и выяснить их причины? Возникает задача разработки методик исследования Интернет-контента как нового явления в современном обществе, а для этого необходимо понять его специфику. С этой целью мы провели сравнительный анализ процедур сбора и обработки данных, полученных посредством проведения качественных методов исследования лично, он-лайн и данных, полученных из анализа Интернет-контента.

Целью приведенного ниже исследования является выявление специфики сбора и анализа данных Интернет-источников на примере форумов.

Были выдвинуты следующие задачи

:

1. Рассмотреть глубинное интервью как качественный метод исследования и выявить его специфику.

2. Рассмотреть возможность применения качественных методов в сети Интернет и выявить их специфику.

3. Провести личные глубинные интервью и проанализировать полученные данные. Глубинные интервью направлены на выявление отношения и причин, лежащих в основе этого отношения к политикам и политической активности респондентов[4].

4. Провести глубинные интервью по ICQ и проанализировать полученные данные.

5. Собрать информацию и проанализировать данные, полученные из Интернет-источников (на примере форумов).

6. Сравнить методы личного глубинного интервью, интервью проведенного по ICQ и исследование Интернет-источников по процедурам сбора данных и их анализа, а также по содержанию полученных данных с целью выявления специфики сбора и анализа данных Интернет-источников.

Объектом исследования являются методы исследования, проводимые лично, посредством сети Интернет и исследования Интернет-контента. Предметом исследования являются особенности сбора и анализа данных обозначенных исследований.

Гипотезы не выдвигались, но были сформулированы следующие предположения:

Предположение 1: Глубинные интервью дают больше информации о причинах, лежащих в основе мнений респондентов (в данном случае о политике), чем анализ Интернет-контента.

Предположение 2: В Интернете люди откровеннее обсуждают такие темы как политика[5].

Уточнение и интерпретация основных понятий. Необходимо провести теоретическое уточнение ключевых в рамках данной работы понятий. Под качественными методами исследования будут пониматься те методы, которые служат для познания специфики социального мира и требуют отличных от статистических способов обработки данных. Фокус-группа – это интервью, основанное на использовании групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования. Глубинное интервью - это интенсивное и детальное интервью, предназначенное для выяснения пластов социально-психологического контекста, недоступных при стандартизированном интервью. Под Интернет-исследованиями будут пониматься любые исследования, полностью или частично проводимые в Интернете. Валидность – это оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения правильности его организации и возможность считать результаты и выводы достоверными. Методологическая триангуляция – это применение разных методов сбора данных в рамках изучения одной проблемы.

Страницы: 1 2


Развитие психологической мысли во франции в 18 веке. Ж. Ламетри, Э. Кондильяк, К. Гельвеций
Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780). Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности. Предположим, говорил ...

Персональные методы.
Данную группу методов выделил В.П.Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее: · использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта; · изменение конфликтной мотивации сотрудников с ...

Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49]. Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?» Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа) 1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а ...