Личность во времениСтраница 4
Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит "для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.
Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.
Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при приближении смерти.
Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная реакция человека не объявление ему смертного приговора. Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?", характеризует вторую стадию. Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или послушным верующим. Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким. И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно ждет конца.
Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно - в обратном порядке по сравнению с тем, как она развивается.
Социальная смерть - умирающий старается изолироваться от общества, замкнуться в самом себе.
Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание экстравертированного сознания.
Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.
Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.
Основные направления психологической помощи взрослым, оказавшимся в
кризисной ситуации
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (ОСР). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Психодиагностика, психотехники воздействия и процедура оказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику (Сухов, Деркач 1998). В ча ...
Личность как «самосознание»
В психологической науке принято следующее определение самосознания: «Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определённый образ «Я» (Кон И.С. Открытие «Я».-М., 1987). Образ «Я» - это не просто ...
Что такое группа и почему люди объединяются в
группы?
Ответ на первую часть вопроса является очевидным: группа – это несколько человек, небольшое собрание людей. Однако всякое ли небольшое объединение людей действительно можно назвать группой?
Большинство исследователей утверждают, что для группы необходимо, во-первых, чтобы ее члены взаимодействовали и, во-вторых, чтобы они чувствовали с ...