Общие проблемы эмоциональной устойчивости (ЭУ). Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Информация о психологии » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » Общие проблемы эмоциональной устойчивости (ЭУ). Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость

Проблема психических состояний привлекает внимание уже много веков. Роль состояний в жизни человека отмечали еще ученые древности (Аристотель, Авиценна и др.). Особенно остро встал вопрос о необходимости профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний в XXI столетии.

Научно-техническая революция, наряду с великими прогрессивными преобразованиями в обществе породила ряд явлений, приведших к росту психических нагрузок. Это и убыстрение темпов жизни, и значительное увеличение интенсивности умственного труда, и связанная с ним гиподинамия, взрыв информации, урбанизация, обострившаяся экологическая проблема, небывалый рост числа дорожно-транспортных происшествий, увеличение количества природных катаклизмов и т.д. К этому следует добавить влияние последствий мировых и локальных войн и возросший масштаб военной угрозы для мира. В результате всего этого значимость нахождения путей оптимизации психического состояния человека намного увеличилась.

В наше время (особенно благодаря исследованиям Г. Селье) появилось огромное количество работ (десятки тысяч) по стрессу, большинство из которых направлено на изучение физиологических и психических компонентов психической напряженности. Проблема стресса заняла одно из ведущих мест во многих прикладных областях психологии, изучающих жизнедеятельность человека в экстремальных условиях (медицинская, инженерная, военная, авиационная, космическая, спортивная психология, психология искусства и т. д.)

Вместе с тем, несмотря на многочисленность исследований, посвященных этой проблеме, психические механизмы возникновения эмоционального стресса остаются малоизученными. Это оказывает отрицательное воздействие на выявление закономерностей управления психическим состоянием, что, в свою очередь, не позволяет психологам-практикам добиваться эффективных результатов в работе.

Пилот вместе со вторым пилотом управляют движением воздушного судна на всем протяжении полета, отвечая за его успешность и прибытие в конечный пункт точно по расписанию. Полет воздушного судна имеет несколько этапов: взлет, набор высоты, горизонтальный полет по маршруту, снижение и посадку. На всех этапах полет проходит под руководством диспетчера по управлению воздушным движением, с которым экипаж поддерживает радиосвязь на протяжении всего полета.

В настоящее время существует множество приборов, помогающих пилоту вести самолет: от автопилота, самостоятельно поддерживающего заданный самолету курс, до радиолокатора, позволяющего самолету садиться в условиях полной оптической невидимости земли. Пилот управляет всеми этими приборами, находящимися в пределах доступности в его кабине. В то же время он постоянно анализирует поступающую от приборов информацию, представляя в деталях состояние и работу систем и агрегатов, положение самолета в пространстве, мысленно предвосхищая поведение его систем и агрегатов. Деятельность пилота проходит в условиях постоянной напряжённости и готовности к немедленной реакции на возникшие нештатные ситуации.

Исследований, в которых делается попытка подойти к раскрытию психических механизмов напряженности, весьма мало. В ещё меньшей степени изучены механизмы эмоциональной устойчивости (ЭУ) и методы её повышения психическими средствами, в то время как именно от ЭУ в большой степени зависит психическое состояние человека. При низком уровне ЭУ человек больше страдает от того ущерба, который несут психические нагрузки и отрицательные эмоции его работоспособности, надежности деятельности, здоровью и просто мироощущению.


Понятийное поле психоанализа З.Фрейда
Оно (ид) – Это структура личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Я (эго) – Это структура личности. Эго следует п ...

Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна
Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая к характеристике личности, это зависимость психических процессов от личности. По мнению автора, это выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей, име ...

Условия эффективности восприятия речи
Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку имен ...