«Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА
Страница 1

Информация о психологии » Проблемы эмоциональной устойчивости у пилотов гражданской авиации » «Человеческий фактор» – основная причина снижения безопасности полётов самолётов ГА

Как следует из материалов расследования катастроф с самолетами А-320 авиакомпании «Армавиа» и А-310 авиакомпании «Сибирь», они были связаны с подготовкой экипажей. В связи с быстрым переходом авиакомпаний на эксплуатацию зарубежной техники и отсутствием необходимого количества подготовленных пилотов применялся упрощенный подход при вводе в строй членов летных экипажей, особенно командиров ВС.[2]

Не существует унифицированной программы повышения квалификации лётного состава, направленной на изучение особенностей управления ресурсами экипажа (CRM), при переучивании с воздушных судов отечественного производства с тремя и более членами экипажа на воздушные суда с двухчленным составом экипажа. Поэтому допускается ввод в строй в качестве КВС пилотов, имеющих самостоятельный командирский налет на отечественных самолетах 1-2 класса, без подготовки по программе вторых пилотов и без производственного налета в этой должности. Такой упрощенный подход приводит к недостаточной подготовке членов экипажей для работы с системами самолета, особенно при возникновении нештатных ситуаций, непониманию развития возникающих особых ситуаций, а также к невыполнению стандартных процедур, предусмотренных технологией работы экипажа.

Расследование катастрофы Ту-154М авиакомпании «Пулково» выявило недостатки в подготовке второго пилота-стажера. Свидетельства пилота коммерческой авиации и линейного пилота авиакомпании были выданы в соответствии с нормативными документами, действующими в Российской Федерации, но со значительными отклонениями (упрощениями) от стандартов Приложения 1 к Конвенции ИКАО в части наличия необходимого опыта и навыков для получения свидетельства линейного пилота авиакомпании.

Во всех трех упомянутых случаях недостаточная подготовка вторых пилотов не позволила им вовремя оценить степень опасности ситуации и правильно выполнить свои функции по контролю параметров полета и информированию КВС о допущенных отклонениях.

Учитывая повторение случаев, связанных с нераспознаванием экипажами сложного пространственного положения самолета (катастрофа А-320 авиакомпании «Армавиа», катастрофа Ту-154 и серьезный инцидент с Б-737 авиакомпании «Пулково»), целесообразно авиационным администрациям и авиационной промышленности с участием отраслевых НИИ, как неоднократно рекомендовалось ранее в докладах МАК, организовать и провести исследования по изучению условий потери экипажами воздушных судов пространственной ориентировки и попадания в сложное пространственное положение. По результатам работы дать практические рекомендации по повышению безопасности полетов, разработать и внедрить специальный курс повышения квалификации летного состава, предусмотрев в нем теоретическую и практическую части.

Наметившаяся за последние годы тенденция увеличения количества АП, связанных со сваливанием самолетов, требует существенной доработки программ подготовки летного состава, включая демонстрацию в полете опытными пилотами-инструкторами методов недопущения выхода самолета на закритические режимы полета и приемов вывода самолета из сложного пространственного положения. Анализ таких авиационных происшествий показывает, что при правильных действиях пилотов, в абсолютном большинстве случаев, из подобных ситуаций самолеты выводятся. Кроме того, при наличии соответствующей теоретической и практической подготовки можно было бы вообще избежать попадания на закритические режимы полета.

Следует ещё раз обратить внимание летных экипажей на необходимость принятия адекватных решений при обходе зон грозовой деятельности, немедленного реагирования на срабатывание сигнализации опасного сближения с землей (даже при одновременном срабатывании других сигнализаций) при выполнении полетов по приборам, в сложных метеоусловиях или в горах, а также ввести в программы тренажерной подготовки соответствующие упражнения по отработке этих действий.

Кроме того, важно рассмотреть вопрос о необходимости увеличения объема тренажерной подготовки экипажей по пилотированию в директорном режиме, особенно при заходе на посадку и уходе на второй круг.

Для реализации этих задач необходимо обеспечить доработку существующих тренажеров всех типов воздушных судов с целью соответствия их характеристик реальным характеристикам, включая полеты на критических режимах. Восстановить практику проведения тренировок на реальных воздушных судах при полетах в зону. Исключить практику отработки на недоработанных тренажерах упражнений, выполнение которых требует воссоздания реального поведения воздушного судна.

В процессе расследования происшествий с А-310 авиакомпании «Сибирь» и Ту-154 авиакомпании «Пулково» была выявлена новая тенденция, влияющая на безопасность полетов. Комиссии по расследованию установили, что в процессе психологических обследований командиров обоих воздушных судов были выявлены, но не учтены, особенности психо-соматического функционирования личности пилотов, которые явились одним из факторов, оказавших негативное влияние на развитие особой ситуации.

Страницы: 1 2


План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят: □ отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости; □ преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»); □ новый этап социализации в ср ...

Характеристика конфликта как этапа развития коллектива
Обычно в социальной психологии выделяют четыре стадии развития коллектива, различающимися между собой уровнями социальной зрелости. Первая стадия – стадия формирования коллектива, она связана с взаимным принятием работниками друг друга. Новички присматриваются к своим товарищам, совместно вырабатывают нормы делового взаимодействия. Одн ...

Анализ полученных данных
На первом этапе была предложена Методика «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О., позволяющая выявить выраженность постстрессовых расстройств. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1, целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов. Таблица 1 «Средние значения выраженности постстрессовых расстройст ...