Общественная идеология
Страница 1

Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Так, идеология эксплуататорских классов в своих теориях оправдывает угнетение и социальную несправедливость в обществе. Идеология же рабочего класса служит делу освобождения этого класса и всего общества от эксплуатации и угнетения, служит делу построения коммунистического общества. Идеологии эксплуататорских классов по своему характеру являются, как правило, иллюзорными, в то время как идеология рабочего класса – марксизм-ленинизм – носит научный характер. Научную идеологию разрабатывает Коммунистическая партия и вносит ее путем убеждения в умы широких масс народа.

Относительно внесения марксистско-ленинской идеологии в сознание масс следует заметить, что необходимость его сохраняется и в условиях социалистического и коммунистического строительства. Пролетарская идеология при своем возникновении имела материальную основу – положение пролетариата в капиталистической системе на том этапе ее развития, когда капиталистические, производственные отношения вступили в конфликт с возникшими при капитализме новыми производительными силами. Пролетарская идеология сложилась как идеология революционного, коммунистического движения. С победой социалистической революции основу развивающегося сознания масс стали составлять новые общественные отношения. Однако идеология не только в прошлом, но и в настоящем не является непосредственным отражением условий жизни общества, положения масс, поэтому перед обществом всегда будет вставать задача внесения идеологии в сознание людей.

Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.

Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии.

Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии.

Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии.

Страницы: 1 2 3 4


Психология в 1950-1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологии, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках по психологии большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. ...

Обучение запоминанию с использованием мнемических средств
Главная задача искусства запоминания, которое называется мнемоникой или мнемотехникой, заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без вспомогательных приемов было бы очень затруднительно запомнить. Ход развития и совершенствования мнемических средств можно представить ...

Структура взаимоотношений в подразделениях
Структура взаимоотношений в подразделениях изложена в результатах исследования подразделений фирмы. Были рассчитаны социометрические индексы, характеризующие социально-психологические особенности подразделения: индекс сплоченности, индекс связанности, индекс интегративности. (Приложение Индексы социометр.) Следует отметить, что все ...