Теоретические основы процесса самореализации подростков. Содержание
понятия самореализации личностиСтраница 1
Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку присуще стремление реализовать себя. В этом, видимо, заключается смысл жизни. Ф.Бэкон и Л.Фейербах соотносят понятие самореализации с предназначением человека. www.bankforward.ru
В систему социальной самореализации по мнению Э.Фромма входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Поиск содержания своего "Я", собственной идентичности, стремление к сохранению традиций есть глубинная и фундаментальная потребность личности осознавать себя, свою экзистенциальную ситуацию. Корни свободы духа, полагает Фромм, в человеческом самопознании, преодолении нашей ограниченности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. [1]
Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):
Таблица 1
Акцентуации показателей творческой самореализации личности
в западной психологии
Автор |
Акцентуация |
Технологические принципы |
Г.Олпорт |
Личность-система, ядро-человеческое "Я" |
Системный подход к развивающейся и открытой личности, стремящейся к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации |
К.Рождерс |
Способность и стремление к непрерывному Личностному самосовершенствованию |
Интегральный механизм саморегуляции поведения путём воздействия на Я-концепцию (пожительную, амбивалентную, отрицательную) |
У.Шутц |
Самореализация - это стремление к радости самоосуществления |
Оценка перспектив биологических, психологических, социальных с целью тренировки и развития. Интерперсональная теория. |
Л. Бинсвангер |
Критерий духовности- Психическое здоровье личности |
Открытость личности, непрерывность в становлении, углубление в себя |
А.Маслоу |
Духовное становление самореализующихся персоналий |
Освоение технологии самореализации и самоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения |
Э.Франкл |
Самоактуализация- побочный продукт осуществления смысла |
Логотерапия – средство и инструмент постижения универсального смысла жизни данной личности |
А.Адлер |
Личностный смысл жизни объясняет "индивидуальную психологию" |
Основные силы развития личности: -стремление к превосходству, успеху, совершенству; -чувство общности, сотрудничество |
А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции
деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.
Оказание психологической помощи военнослужащим и сотрудникам МВД,
побывавшим в «горячих точках»
Главная цель – осуществление социальной интеграции: вернуть человека из аномии пограничной ситуации в социальную норму, стабилизировать социальный статус, направить личностные ресурсы на активное конструирование социальной реальности, среды обитания. Программы психотерапевтической помощи ветеранам часто носят название «содействия социал ...
Невроз страха и тревожного ожидания
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы предвещает наступающую психогению. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, ...
Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения.
Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до ...