Теоретические основы процесса самореализации подростков. Содержание понятия самореализации личности
Страница 1

Информация о психологии » Социально-психологические условия самореализации » Теоретические основы процесса самореализации подростков. Содержание понятия самореализации личности

Рассмотрим взгляд ученых на сущность процесса самореализации личности. Ф.Бэкон, Л.Фейербах дают объяснение смысла самореализации человека неотделимого от тех целей, которые он перед собой неизбежно ставит. В целях адекватно или специфически отражаются тенденции общественного развития, в конечном счете, -законы этого развития. Человеку присуще стремление реализовать себя. В этом, видимо, заключается смысл жизни. Ф.Бэкон и Л.Фейербах соотносят понятие самореализации с предназначением человека. www.bankforward.ru

В систему социальной самореализации по мнению Э.Фромма входят потребность в общении, связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанностях, потребность обладать самосознанием, потребность в системе ориентации и необходимость иметь предмет поклонения. Поиск содержания своего "Я", собственной идентичности, стремление к сохранению традиций есть глубинная и фундаментальная потребность личности осознавать себя, свою экзистенциальную ситуацию. Корни свободы духа, полагает Фромм, в человеческом самопознании, преодолении нашей ограниченности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. [1]

Большинство современных западных философов, как гуманистического, так и бихевиористского направлений, исследования по проблемам реализации человеком своей сущности и духовному становлению личности осуществляли на стыке философии и психологии, поскольку являлись известными специалистами в области психиатрии. С целью приведения в систему взглядов на реализацию личностных возможностей в психологии приведём результаты исследования в свёрнутом виде (табл.1):

Таблица 1

Акцентуации показателей творческой самореализации личности

в западной психологии

Автор

Акцентуация

Технологические принципы

Г.Олпорт

Личность-система,

ядро-человеческое

"Я"

Системный подход к развивающейся и открытой

личности, стремящейся к реализации своего жизненного потенциала и самоактуализации

К.Рождерс

Способность и стремление к непрерывному

Личностному самосовершенствованию

Интегральный механизм саморегуляции поведения путём воздействия на Я-концепцию (пожительную, амбивалентную, отрицательную)

У.Шутц

Самореализация - это

стремление к радости

самоосуществления

Оценка перспектив

биологических, психологических,

социальных с целью тренировки и

развития. Интерперсональная

теория.

Л. Бинсвангер

Критерий духовности-

Психическое здоровье личности

Открытость личности,

непрерывность в становлении,

углубление в себя

А.Маслоу

Духовное становление

самореализующихся

персоналий

Освоение технологии самореализации и

самоактуализации путём выявления путей к успеху и специфичности окружения

Э.Франкл

Самоактуализация-

побочный продукт осуществления смысла

Логотерапия – средство и инструмент постижения универсального смысла жизни

данной личности

А.Адлер

Личностный смысл

жизни объясняет

"индивидуальную

психологию"

Основные силы развития личности:

-стремление к превосходству, успеху, совершенству;

-чувство общности, сотрудничество

А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн, авторы концепции

деятельностного подхода считали, что через деятельность человек приобщается к жизни других людей, присваивая их культуру, привычки, навыки, приёмы обращения с орудиями труда. Они считают, что деятельность формирует и развивает психику, а значит и саму личность. А.Н.Леонтьев считает, что "подлинное рождение личности происходит тогда, когда подросток начинает осознавать себя частью общества, когда он осознанно участвует в совместной, общественно значимой деятельности. В основе становления и функционирования личности лежит процесс иерархизации мотивов, побуждающих человека к деятельности". Процесс самореализации, по мнению А. Н. Леонтьева, представляет собой опредмечивание своих сущностных сил и способностей личности в её социальной деятельности, полагания себя в продуктах своей деятельности и в личностных вкладах в других людей. Механизм "опредмечивания - распредмечивания" имеет собое значение при анализе проблематики культуры: раскрывает связь пространства и созданного им предметного мира; помогает постичь действительный смысл понятия "культура";позволяет выявить специфический, сугубо человеческий способ трансляции культуры от поколения к поколению как показателя развития. С.Л.Рубинштейн считает, что растущая личность выстраивает свой "жизненный путь", отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. Такое понимание самореализации сближает парадигму деятельностного подхода и ортодоксальную гуманистическую психологию.

Страницы: 1 2