Систематическая десенситизация.

Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Как синоним нередко используется термин «систематическая десенсибили­зация». Метод основан на принципе реципрокного по-давления, который может быть сформулирован сле­дующим образом: страх может быть подавлен, если за­меняется активностью, которая антагонистична стра­ху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тре­вогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги». www.transportway.ru

При систематической десенситизации негативное поведение, тревога, напряжение замещаются позитив­но окрашенной реакцией, релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др. Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.

К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, по­скольку они замещают негативное, преимуществен­но с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, та­кое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.

Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными ре­акциями на объективно нейтральные или даже пози­тивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.

При систематической десенситизации клиент посте­пенно, систематически соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, при адаптивном поведении, ко­торое несовместимо с тревогой. Пациент обучается ре­агировать на эти ситуации другим поведением, а не только тревогой, страхом. В результате он становится десенситизированным, десенсибилизированным по отношению к ним.

Работа с клиентом начинается с интервью. Интер­вью проводится в атмосфере, создающей и углубляю­щей взаимное понимание, раппорт (контакт).

Задачи интервью — проанализировать историю бо­лезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способ­ствовали и способствуют сохранению тревоги, стра­хов. Эта информация, проясняя модель болезни па­циента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.

В процессе интервью согласовывается цель тера­пии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в пер­вую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).

Цель терапии

— уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей. Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психоло­гического функционирования и др. Эти задачи нахо­дятся вне компетенции поведенческого терапевта.


Детство.
Основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период, это характеризуется тем, что именно на начальных годах жизни человек накапливает ведущие знания и восприятия самого себя, которые являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизн ...

Предмет и задачи логики.
Мышление как предмет изучения логики. Ступени процесса познания: чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления, 3 его основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Роль языка в познании. Логика как наука о законах и формах правильного мышления. Понятие логической формы. Конкретное содержание и логич ...

Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
Одним из лучших методов развития общительности индивида является социально-психологический тренинг (СПГ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они – средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативных знаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее: – ...