Систематическая десенситизация.

Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Как синоним нередко используется термин «систематическая десенсибили­зация». Метод основан на принципе реципрокного по-давления, который может быть сформулирован сле­дующим образом: страх может быть подавлен, если за­меняется активностью, которая антагонистична стра­ху. «Если в присутствии вызывающих тревогу стимулов может быть осуществлена реакция, подавляющая тре­вогу, то она ослабит связь между этими стимулами и реакцией тревоги». www.transportway.ru

При систематической десенситизации негативное поведение, тревога, напряжение замещаются позитив­но окрашенной реакцией, релаксацией, спокойствием, чувством контроля над событиями и др. Поэтому ряд авторов называют систематическую десенситизацию техникой замещения.

К техникам замещения следует отнести и аверзивные техники. Их выделяют в особую подгруппу, по­скольку они замещают негативное, преимуществен­но с точки зрения окружения, но положительно окрашенное, приятное для пациента поведение, та­кое как алкогольная или лекарственная зависимость, девиантное сексуальное поведение и др.

Техники замещения показаны для работы с преувеличенными, нереалистическими негативными ре­акциями на объективно нейтральные или даже пози­тивные ситуации и объекты (неуправляемые тревога, страх, напряжение, отвращение, чувство потери контроля), но чаще всего они используются для работы с тревогой и страхами.

При систематической десенситизации клиент посте­пенно, систематически соприкасается с ситуациями, вызывающими страх, при адаптивном поведении, ко­торое несовместимо с тревогой. Пациент обучается ре­агировать на эти ситуации другим поведением, а не только тревогой, страхом. В результате он становится десенситизированным, десенсибилизированным по отношению к ним.

Работа с клиентом начинается с интервью. Интер­вью проводится в атмосфере, создающей и углубляю­щей взаимное понимание, раппорт (контакт).

Задачи интервью — проанализировать историю бо­лезни пациента, чтобы сделать понятным для обоих участников взаимодействия факторы, которые способ­ствовали и способствуют сохранению тревоги, стра­хов. Эта информация, проясняя модель болезни па­циента, также позволяет решить, какой из методов терапии страхов будет избран.

В процессе интервью согласовывается цель тера­пии, последовательность работы с определенными симптомами, определяется, с какими страхами в пер­вую очередь надо начать работу (эта задача актуальна при наличии у пациента полиморфных фобий).

Цель терапии

— уменьшение тревоги или фобических реакций у клиента до уровня, позволяющего ему выполнение своих обязанностей. Поведенческий психотерапевт не ставит перед собой такие задачи, как реконструкция личности пациента, достижение им более высокого уровня эмоционального и психоло­гического функционирования и др. Эти задачи нахо­дятся вне компетенции поведенческого терапевта.


Структура взаимоотношений в подразделениях
Структура взаимоотношений в подразделениях изложена в результатах исследования подразделений фирмы. Были рассчитаны социометрические индексы, характеризующие социально-психологические особенности подразделения: индекс сплоченности, индекс связанности, индекс интегративности. (Приложение Индексы социометр.) Следует отметить, что все ...

Психология стресса
На пороге XXI в. человечество активно осваивает Мировой океан, полярные области планеты, горы, нередко сталкиваясь с воздействием экстремальных условий жизнедеятельности, т.е. со стрессом. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования и физиологической стабильности человека. В своей жизни практич ...

Воображение как процесс и механизм творческого мышления. воображение как сквозной процесс, входящий в творческое мышление
Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Образы воображения формируются не только путем перекомбинирования элементов представлений, содержащихся в памяти, но и путем их переосмысления, наполнения новым смысловым содержанием. Эти действия требуют оценки, отбора, обобщения. Мышление, таким образом, я ...