Имплозивные техники.
Страница 2

С начала лечения члены семьи должны также быть ознакомлены с его задачами и участвовать в их реа­лизации, и уж во всяком случае не противодейство­вать лечению. Обязательным является письменное фиксирование самостоятельных тренировок в перио­ды между сеансами, выполняющимися в присутствии медицинского персонала. Если тренировки проводят­ся с группой пациентов, имеющих сходную симпто­матику, то следует максимально использовать эффект моделирования. www.geoknow.ru

Имплозия

— это методика наводнения в воображе­нии. В отличие от систематической десенситизации при проведении имплозии не нужно осваивать мето­дику Джекобсона. Пациенту предлагается сразу по­грузить себя (вообразить) в наиболее страшные ситуации в течение максимально длительного периода. Цель имплозивной терапии состоит в том, чтобы вы­звать интенсивный страх, который приведет к умень­шению страха в реальной ситуации. Угасание страха происходит в результате длительного столкновения с ситуацией, ранее сопровождавшейся страхом, посколь­ку теперь эта ситуация не приводит к последствиям, вызывающим страх. При этой методике врач актуа­лизирует в воображении больного стимул или его символический заменитель, на который зафиксировался страх, заставляет больного длительно сталкиваться с ним, однако без сопровождения другими стимулами (последствиями), подкрепляющими страх.

Техника имплозии включает несколько этапов. На первом диагностическом этапе составляется иерархия страхов. Больному объясняют механизм лечебного дей­ствия метода, подчеркивается важность его активного участия в лечении. Он должен будет представлять в воображении ряд сцен, в которые ему нужно макси­мально вовлечься эмоционально, как можно точнее представить ситуацию или объект зрительно, почув­ствовать его осязательно, вспомнить звуковые и другие характеристики ситуации или объекта, вызвавшего страх. Второй этап — это представление ситуаций (соб­ственно имплозия). Больной представляет ситуации, вызывавшие ранее наибольший страх. Об уровне вов­леченности больного и вследствие этого об интенсив­ности испытываемого им страха врач делает заключе­ние на основании наблюдения за поведением пациента. Сильный страх вызывает моторную активность: общее напряжение мышц всего тела и отдельных мышечных групп, например, жевательной мускулатуры, ограни­ченные движения или сокращения каких-либо мышц, мимические реакции и т. д. Кроме того, могут наблю­даться вегетативные реакции (сосудистые реакции на лице, потливость), сердцебиение, улавливаемое по пульсации каротид, височных артерий и т. д. Задача психотерапевта — поддерживать достаточно интенсивный уровень страха. Если уровень тревоги снижается, то врач вводит дополнительные описания ситуации, чтобы усилить страх. Это вмешательство врача повторяется в течение сеанса несколько раз и до тех пор, пока уровень тревоги существенно не будет снижаться. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поддерживать высокий уровень тревоги в течение 40-45 минут. После окончания процедуры обсуждают помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной вовлеченности. Пациент получает самостоятельное задание на дом: проводить подобные тренировки один раз в день. В последующих сеансах могут использоваться в представлении другие ситуации, вызывающие страх, поскольку угасание уже проигранных ситуаций происходит убыстряющимся темпом. Обычно все лечение занимает несколько сеансов, после чего можно переходить к технике наводнения. Ниже, в качестве примера, приводим вербализацию, помогавшую поддерживать высокий уровень страха при страхе при страхе покраснения.

«Представьте себе ситуацию, когда вам предстоит выступление перед аудиторией . Вы видите полностью заполненный зал . слышите шум, гудение голосов . Объявлено ваше выступление . Вы идете к трибуне . Вы видите, как центрируете все больше внимание к себе . Вы уже на трибуне . Окружающие начинают разглядывать вас . Вы молчите . Вы видите ехидные улыбки некоторых . Часть публики начинает перешептываться . Некоторые люди показывают соседям пальцем на вас . Вы молча продолжаете стоять на трибуне . Напряжение в зале нарас­тает . Большинство перестало заниматься чем-то посторонним . Все пристально разглядывают вас . Начинается обсуждение вас . Кто-то смеется по ва­шему поводу . Вы слышите отдельные реплики от­носительно вас . Самые негативные оценки . Вы про­должаете молча стоять на трибуне . Зал начинает смеяться .»

Страницы: 1 2 3


Технология предупреждения конфликтов
Для предупреждения конфликтов очень важно знать не только что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Предупреждение конфликтов в узком смысле слова заключается в работе с конкретными конфликтами. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных ...

Особенности полоролевой социализации младших подростков
Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста. Но процесс этот не сводится к измене биологических изменений. Человеческая сексуальность - сложное биосоциальное явление, продукт совместного действия биологических и социальная сил[9]. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет ...

Кризис трех лет.
Кризис трех лет, как уже писалось выше, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельн ...