Имплозивные техники.
Страница 2

С начала лечения члены семьи должны также быть ознакомлены с его задачами и участвовать в их реа­лизации, и уж во всяком случае не противодейство­вать лечению. Обязательным является письменное фиксирование самостоятельных тренировок в перио­ды между сеансами, выполняющимися в присутствии медицинского персонала. Если тренировки проводят­ся с группой пациентов, имеющих сходную симпто­матику, то следует максимально использовать эффект моделирования. www.geoknow.ru

Имплозия

— это методика наводнения в воображе­нии. В отличие от систематической десенситизации при проведении имплозии не нужно осваивать мето­дику Джекобсона. Пациенту предлагается сразу по­грузить себя (вообразить) в наиболее страшные ситуации в течение максимально длительного периода. Цель имплозивной терапии состоит в том, чтобы вы­звать интенсивный страх, который приведет к умень­шению страха в реальной ситуации. Угасание страха происходит в результате длительного столкновения с ситуацией, ранее сопровождавшейся страхом, посколь­ку теперь эта ситуация не приводит к последствиям, вызывающим страх. При этой методике врач актуа­лизирует в воображении больного стимул или его символический заменитель, на который зафиксировался страх, заставляет больного длительно сталкиваться с ним, однако без сопровождения другими стимулами (последствиями), подкрепляющими страх.

Техника имплозии включает несколько этапов. На первом диагностическом этапе составляется иерархия страхов. Больному объясняют механизм лечебного дей­ствия метода, подчеркивается важность его активного участия в лечении. Он должен будет представлять в воображении ряд сцен, в которые ему нужно макси­мально вовлечься эмоционально, как можно точнее представить ситуацию или объект зрительно, почув­ствовать его осязательно, вспомнить звуковые и другие характеристики ситуации или объекта, вызвавшего страх. Второй этап — это представление ситуаций (соб­ственно имплозия). Больной представляет ситуации, вызывавшие ранее наибольший страх. Об уровне вов­леченности больного и вследствие этого об интенсив­ности испытываемого им страха врач делает заключе­ние на основании наблюдения за поведением пациента. Сильный страх вызывает моторную активность: общее напряжение мышц всего тела и отдельных мышечных групп, например, жевательной мускулатуры, ограни­ченные движения или сокращения каких-либо мышц, мимические реакции и т. д. Кроме того, могут наблю­даться вегетативные реакции (сосудистые реакции на лице, потливость), сердцебиение, улавливаемое по пульсации каротид, височных артерий и т. д. Задача психотерапевта — поддерживать достаточно интенсивный уровень страха. Если уровень тревоги снижается, то врач вводит дополнительные описания ситуации, чтобы усилить страх. Это вмешательство врача повторяется в течение сеанса несколько раз и до тех пор, пока уровень тревоги существенно не будет снижаться. Задача психотерапевта состоит в том, чтобы поддерживать высокий уровень тревоги в течение 40-45 минут. После окончания процедуры обсуждают помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной вовлеченности. Пациент получает самостоятельное задание на дом: проводить подобные тренировки один раз в день. В последующих сеансах могут использоваться в представлении другие ситуации, вызывающие страх, поскольку угасание уже проигранных ситуаций происходит убыстряющимся темпом. Обычно все лечение занимает несколько сеансов, после чего можно переходить к технике наводнения. Ниже, в качестве примера, приводим вербализацию, помогавшую поддерживать высокий уровень страха при страхе при страхе покраснения.

«Представьте себе ситуацию, когда вам предстоит выступление перед аудиторией . Вы видите полностью заполненный зал . слышите шум, гудение голосов . Объявлено ваше выступление . Вы идете к трибуне . Вы видите, как центрируете все больше внимание к себе . Вы уже на трибуне . Окружающие начинают разглядывать вас . Вы молчите . Вы видите ехидные улыбки некоторых . Часть публики начинает перешептываться . Некоторые люди показывают соседям пальцем на вас . Вы молча продолжаете стоять на трибуне . Напряжение в зале нарас­тает . Большинство перестало заниматься чем-то посторонним . Все пристально разглядывают вас . Начинается обсуждение вас . Кто-то смеется по ва­шему поводу . Вы слышите отдельные реплики от­носительно вас . Самые негативные оценки . Вы про­должаете молча стоять на трибуне . Зал начинает смеяться .»

Страницы: 1 2 3


Основные понятия
Социальный капитал - это совокупность отношений, которые связаны с ожиданиями того, что другие агенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. (Радаев, 2005). Основу социального капитала составляет принадлежность к группе, межличностное и институциональное доверие. Экономико -психологические характеристики - это сис ...

Требования к эмоционально-волевой сфере
Типичный уровень нервно-психической напряженности труда Люди склонны беспокоиться и переживать. Согласно популярной теории, беспокойство наверняка полезно для выживания человечества. Между тем, лишь в 10% случаев мы нервничаем из-за того, что действительно важно; Остальное - это опасения, которые не оправдываются или рефлексия, пишет о ...

Особенности общения подростка со взрослыми. Общение подростка со взрослыми
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самосто ...