Учение Платона о душе

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию. www.transfeature.ru

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания.

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.

На основе деления души на три части, Платоном дается классификация индивидуальных характеров, характеров различных народов, форм правления, разделение общества на сословия. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души.


Общительности человека и её роль в социальной среде
Говоря о таком явлении как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что общительность является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подр ...

Борьба с детским алкоголизмом
Как остановить нашествие зеленого змия? Однозначного ответа на этот вопрос не даст, пожалуй, никто. Но и сидеть, сложа руки - все равно, что копать могилки собственным детям. Более 40 процентов из всех зафиксированных в прошлом году отравлений детей и подростков вызваны именно потреблением алкоголя. И спасти удается не всех. В Советско ...

Структура и виды общения
В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону; 2) интерактивную сторону; 3) перцептивную сторону. Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми. Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения: 1) происходит не только передача информации, но и ее формирование, уто ...