Позиции восприятия
Страница 1

Понимание того, что в основе действий человека лежит три основных способа восприятия опыта, дает огромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. Эти способы имеет название первой, второй и третьей позициями восприятия. Когда человек ассоциирует себя со своим собственным телом, то он находится в первой позиции. Это позволяет рассматривать мир "своими глазами". Находясь в первой позиции восприятия, человек не принимает во внимание точку зрения других людей. В этот момент человек может просто думать: "Как меня касается этот разговор? ".

Вторая позиция означает, что человек становится на точку зрения другого человека. В этой ситуации он пытается представить, что в данной ситуации будет видеть, слышать, чувствовать другой человек. Находясь во второй позиции человек, представляет себя в теле своего собеседника. В этой позиции он представляет, что смотрит на себя чужими глазами. Как человек выглядит, как звучит его голос, и какие ощущения он испытывает с точки зрения другого человека? Во второй позиции у нас развивается способность к эмпатии. Если в этот момент человек находится в конфликте с кем-либо, полезно посмотреть на ситуацию со второй позиции, это позволит нам проявлять большую гибкость. Перед тем как перейти во вторую позицию следует установить раппорт. Эта позиция предоставляет чрезвычайно ценную модель углубления раппорта.

Третья позиция – это полная диссоциация от события до диалога. Находясь в третьей позиции восприятия, человек становится независимым наблюдателем. Эта позиция позволяет нам выступать с объективной нейтральной точки зрения. В этот момент человек спрашивает себя: "Как данное событие будет выглядеть для абсолютно незаинтересованного человека? ". Человек представляет себя вне своего теля, как если бы мы смотрели на себя и своего партнера по взаимодействию со стороны. Некоторые психологи считаю, что можно выделить еще две дополнительные позиции восприятия – четвертая и пятая.

Четвертую позицию можно определить, как "Мы" - взгляд с точки зрения системы, в которую включен человек (организация, группа, пара). Находясь в этой позиции, человек "ассоциируется с точки зрения целой системы". Чтобы войти в четвертую позицию, нужно отступить в сторону и постараться представить, что происходит в системе так, чтобы мы смогли наилучшим образом учитывать ее интересы. Лингвистический формат это позиции следующий: "Если мы примем во внимание наши общие цели…".

Пятую позицию восприятия называют "универсальной". Она является результатом применения кванторов общности ("все", "всегда") к точке зрения человека. Под кванторами общности подразумевают обобщение характеристик выборки на всю популяцию, "универсальность" (каждый, все, ни один, никогда). Утверждения, которые не принимают во внимание никаких исключений. Такой подход выполняет функцию "трамплина к ценной идее универсальной позиции восприятия". Данная позиция является позицией самого высокого уровня и максимальной широты.

Занимая эту позицию по отношению ко всему, человек может научиться принимать множественные позиции восприятия и даже быстро изменять их. Это увеличивает гибкость сознания, поэтому человек, не "застревает" в какой – либо одной позиции. Пятая позиция восприятия может включать и "исторический" взгляд: рассмотрение изменений во времени. Никакая из описанных позиций не имеет преимуществ над другими. Все они одинаково важны.

Каждый человек переходит из одной позиции в другую. У большинства этот переход осуществляется ежедневно. Способность сознательно или неосознанно менять позиции позволяет человеку поступать здраво и адекватно. Меняя свою позицию восприятия, человек сделает свое общение более ярким, и получить свободу выбора.

Страницы: 1 2


Особенности эмоционального развития
Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучении. Под личностью в общей психологии подразумевается интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Личность формируется в процессе многообр ...

Выводы
В практической части для изучения взаимосвязи уровня притязаний и самооценки мы использовали методику «Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан», а затем для определения социального статуса испытуемых мы проводили социометрию. Для начала мы дали кратко характеристику метода опроса, выявили для чего ...

Условия эффективности восприятия речи
Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку имен ...