Содержание
Страница 2

Таким образом, по результатам анализа психологических теорий эмоций было установлено, что определяя специфику феноменологии эмоций, каждый автор создает некоторый теоретический конструкт, понятийную систему, чтобы описать и объяснить эмоцию как психический феномен. При этом когнитивные стратегии описания сущности эмоций у разных авторов отличаются. Так, представители интроспективной психологии отмечают, что одним из главных феноменологических проявлений в эмоциях является их непосредственная данность переживающему субъекту. Представители “объективной” психологии в качестве доминирующего феноменологического проявления рассматривают предметную отнесенность переживаемой человеком эмоции, а также внешние проявления эмоциональных переживаний (мимические, звуковые и речевые средства экспрессии, поведенческие изменения, физиологические проявления и т.п.). При этом отмечается, что субъективное переживание интроспективно является главным признаком, по которому человек судит о своих эмоциях. При восприятии эмоций окружающих людей в качестве ведущих признаков рассматриваются их внешние проявления. Результатом обобщения теоретических положений явилась авторская модель восприятия субъектом эмоциональных явлений (см. рис. 1), представленная в двухмерном пространстве, оси которого обозначают, с одной стороны, степень опосредованности отражаемой в сознании эмоции (непосредственное и категориальное восприятие), с другой стороны, характер отношения между субъектом и объектом восприятия (стратегия внешнего наблюдателя и стратегия внутреннего наблюдателя) .

Рис. 1 Модель восприятия субъектом эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом)

Познающее Я ( категоризующее эмоции)

· Осознание субъектом способа восприятия

Осознание субъектом эмпирических характеристик и свойств эмоций:

· энергетическая характеристика (интенсивность эмоций)

· временная характеристика: а) длительность, динамичность эмоций; б)типичность, повторяемость эмоций в опыте переживаний.

· информационная характеристика ( амбивалентность эмоций)

· осознание причин эмоций

Осознание экспрессивных проявлений эмоций:

· мимика

· речь

· психомоторика

· целостное эмоциональное поведение

· вегетативные изменения

Внутренний наблюдатель

Непосредственное восприятие связи эмоций с др. психическими и

физиологическими явлениями

· переживание психосоматической природы эмоций: а) осознание изменений в протекании других психических процессов ( психика );

б) осознание локализации эмоций в каком-либо органе (сома)

; в) осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения; г) осознание эмоции как переживания отношения к потребности (единство

психики и сомы).

· Осознание эмоций другого по аналогии с собственными

Внешний наблюдатель

Внешний

Непосредственное восприятие связи эмоций с

объектом

· осознание эмоции как переживания отношения

к объекту, событиям, ситуациям

· осознание эмоций через явления природы, живые

и неживые предметы окружающего мира

· осознание эмоций через ощущения определенной

модальности (зрительные, слуховые, тактильные

ощущения)

Страницы: 1 2 


Теоретические основы феномена "застенчивость". Понятие и природа застенчивости
Застенчивость – понятие растяжимое, существует множество определений застенчивости. В Оксфордском словаре английского языка сказано, что первое письменное употребление данного слова отмечено в англосаксонском стихотворении, написанном около 1000 г. н. э.; там оно означало "легкий испуг". Словарь Уэбстера определяет застенчивос ...

Формирование педагогического общения учителя.
Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем : 1. Учитель должен способствовать формированию группы. 2. Учитель д ...

Социально-психологические особенности современного потребителя. Понятие "потребительское поведение" и потребностно-мотивационная сфера потребителей
Потребительское поведение – это поведение конечного потребителя (физическое лицо или домохозяйство) покупающего товар или услугу для личного потребления. Это социальная активность, непосредственно увлеченная в обретение, использование и избавление продуктов, услуг и идей, включающих процессы решений, которые предшествовали этой активнос ...