Содержание
Страница 2

Таким образом, по результатам анализа психологических теорий эмоций было установлено, что определяя специфику феноменологии эмоций, каждый автор создает некоторый теоретический конструкт, понятийную систему, чтобы описать и объяснить эмоцию как психический феномен. При этом когнитивные стратегии описания сущности эмоций у разных авторов отличаются. Так, представители интроспективной психологии отмечают, что одним из главных феноменологических проявлений в эмоциях является их непосредственная данность переживающему субъекту. Представители “объективной” психологии в качестве доминирующего феноменологического проявления рассматривают предметную отнесенность переживаемой человеком эмоции, а также внешние проявления эмоциональных переживаний (мимические, звуковые и речевые средства экспрессии, поведенческие изменения, физиологические проявления и т.п.). При этом отмечается, что субъективное переживание интроспективно является главным признаком, по которому человек судит о своих эмоциях. При восприятии эмоций окружающих людей в качестве ведущих признаков рассматриваются их внешние проявления. Результатом обобщения теоретических положений явилась авторская модель восприятия субъектом эмоциональных явлений (см. рис. 1), представленная в двухмерном пространстве, оси которого обозначают, с одной стороны, степень опосредованности отражаемой в сознании эмоции (непосредственное и категориальное восприятие), с другой стороны, характер отношения между субъектом и объектом восприятия (стратегия внешнего наблюдателя и стратегия внутреннего наблюдателя) .

Рис. 1 Модель восприятия субъектом эмоциональных явлений (как в себе, так и в другом)

Познающее Я ( категоризующее эмоции)

· Осознание субъектом способа восприятия

Осознание субъектом эмпирических характеристик и свойств эмоций:

· энергетическая характеристика (интенсивность эмоций)

· временная характеристика: а) длительность, динамичность эмоций; б)типичность, повторяемость эмоций в опыте переживаний.

· информационная характеристика ( амбивалентность эмоций)

· осознание причин эмоций

Осознание экспрессивных проявлений эмоций:

· мимика

· речь

· психомоторика

· целостное эмоциональное поведение

· вегетативные изменения

Внутренний наблюдатель

Непосредственное восприятие связи эмоций с др. психическими и

физиологическими явлениями

· переживание психосоматической природы эмоций: а) осознание изменений в протекании других психических процессов ( психика );

б) осознание локализации эмоций в каком-либо органе (сома)

; в) осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения; г) осознание эмоции как переживания отношения к потребности (единство

психики и сомы).

· Осознание эмоций другого по аналогии с собственными

Внешний наблюдатель

Внешний

Непосредственное восприятие связи эмоций с

объектом

· осознание эмоции как переживания отношения

к объекту, событиям, ситуациям

· осознание эмоций через явления природы, живые

и неживые предметы окружающего мира

· осознание эмоций через ощущения определенной

модальности (зрительные, слуховые, тактильные

ощущения)

Страницы: 1 2 


Этапы, стадии усвоения
Согласно С.Л. Рубинштейну, выделяются следующие стадии процесса усвоения: « .первичное ознакомление с материалам, или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению и, наконец, овладение материалом — в смысле возможности оперировать им в различных условиях, применяя его на практике». Каждая ...

Почему женщина не хочет быть лидером?
Замечено, что среди истинных лидеров нет явных дураков. Интеллект для них обязателен. Они даже могут быть необразованны с точки зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять людьми или социальный интеллект им присущ непременно. Очень важно то, что большинство лидеров склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь внешнему ...

Систематическая десенситизация.
Теоретическое обоснование и создание этого метода связано с именем Дж. Вольпе. Как синоним нередко используется термин «систематическая десенсибили­зация». Метод основан на принципе реципрокного по-давления, который может быть сформулирован сле­дующим образом: страх может быть подавлен, если за­меняется активностью, которая антагонистич ...