Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)
Страница 2

Информация о психологии » Восприятие эмоциональных явлений » Познаваемое Я (непосредственно воспринимающее эмоции)

Таблица 1.

Матрица категорий самовосприятия эмоций и их эмпирических индикаторов (общих для текстов интроспективных и ретроспективных самоотчетов)

Категории  

Эмпирические индикаторы

Стратегия внешнего наблюдателя на уровне категориального восприятия

Мимические средства экспрессии (А)

“Нередко обнаруживала улыбку на лице”, “Я лежал на полу с закрытыми глазами”, “Я сидела поджав губы”

Звуковые и речевые средства экспрессии (Б)

“Мой смех”, “Тогда я заплакала” “Помню как я тогда кричала”, “Под влиянием страха я разревелась”

Психомоторные средства экспрессии (В)

“Я ерзаю на стуле”, “Мои эмоции выражаются в позе”, “Я легла на парту, опустила голову на руки, закрыла глаза”, “Сижу наперекосяк, чтобы только забыть о страхе”

Целостный акт эмоционального поведения (Г)

“У меня просто была истерика”, “Я это определила по поведению: постоянные колебания, замкнутость, с одной стороны, смех без причины, с другой”, “Я начала хныкать, капризничать”

Осознание субъектом вегетативных изменений (Д)

“Пульс ровный”, “Когда я раздражена или начинаю злиться - испытываю легкую дрожь”, “Волнение и беспокойство определила по учащенному сердцебиению”, “У меня дрожат руки”, “Сухость во рту”

Осознание эмоций через ощущения определенной модальности (преобладающий при восприятии собственных эмоций вид чувствительности) (Ч )

“Помню заправленную зеленым покрывалом постель. Отец был одет в розовую рубашку”, “На мне курточка сине - красно-белого цвета, синие сапожки”, “Бабушка достает из шкафа свой халат. Он мягкий, плюшевый. Синего цвета, очень насыщенного”

Осознание динамичности, изменчивости, длительности протекания эмоций (И)

“Сначала была небольшая тревожность, затем спокойствие”, “Настроение скачет”, “Сначала был страх и боль, и неуверенность в том правильно ли я поступила, но потом только чувство удовлетворенности и радости”

Осознание амбивалентности эмоций (К)

“Некое чувство потерянности, с другой стороны сосредоточенности”, “Противоположные, противоречащие друг другу эмоции”, “Я сейчас испытываю тоску по дому, в то же время радость”

Осознание интенсивности или силы эмоционального переживания (Л)

“Чувство легкого волнения”, “Мне жутко не нравится отвечать на всякие социологические опросы и психологические тесты”, “Огромное чувство вины”, “Я ужасно боялась и боюсь, что она меня перестанет замечать”

Осознание типичности эмоций, повторяемости их в опыте переживаний (Р)

“Они у меня в последнее время одни и те же, эти эмоциональные переживания”, “Сейчас я испытываю практически свое обычное состояние”, “Тревога же - обычное мое состояние”

Осознание причин эмоций (Н)

“Я немного неловко себя чувствую, т.к. то, что я пишу - это частица меня, это мое пережитое, наболевшее, и кто-то будет это читать, анализировать”, “Я считаю свои ответы значимыми для исследования, и меня это радует”, “Плохо выучила лекцию и поэтому боюсь”, “У подружки Кати мне было очень интересно, т.к. у нее дома были гимнастические кольца, перекладина”

Осознание способа восприятия (С)

“Я привыкла прислушиваться к себе. Часто я анализирую свои чувства, пытаюсь дать им определение”, “Я проанализировала внутренне состояние и осознанно дала им название”, “Я прислушалась к себе, осознала и отрефлексировала свои эмоции и как можно точнее постаралась передать их”, “Просто чувствую и все”

Осознание эмоции как переживания отношения к объекту, событиям и ситуациям (М)

“Сейчас появляется интерес к выполняемой работе”, “Сейчас я злюсь на себя за то, что не могу понять, что я чувствую”, “Я заскучала по детству”, “Мне не нравится этот тест. Хотя результаты иногда очень интересно послушать”, “Воспитательница была очень злая, жестокая, мне ужасно не нравилась, но все ее боялись” “Сейчас я испытываю к этому человеку отвращение”

Осознание эмоций через явления природы, живые и неживые предметы окружающего мира (П)

“Погода так себе, поэтому настроение ровное”, “У меня даже ручка сама пишет, летит куда-то”, “День сегодня пасмурный, хоть бы солнце выглянуло”, “Во мне легкое облако воздуха (прохладного). Я его описала”, “Мы оба светились как солнышко в летнее утро”, “Солнечные лучи проникали сквозь окна и среди пыли казались ощутимыми, ласковыми, как руки родной мамы”, “Хорошая погода, светит солнце, небо голубое с облаками. Кажется что все радуется вокруг”, “Погода, тепло, светлые деньки - все отражало состояние моей души”, “Запах костра, печеной картошки, языки пламени в темноте - все это поднимало настроение”

Осознание эмоций через эмоциональный тон ощущений, внутренние ощущения (Е)

“Воспоминания детства вызвали неприятные ощущения”, “Приятное ощущение от раздумывания над некоторыми вопросами”, “В целом ощущаю себя достаточно спокойной и удовлетворенной”, “Вода была с марганцем красивого цвета”, “Пахнет дымом, кто-то жжет мусор, и еще пахнет как всегда после дождя. Я не знаю, остро, пряно, легко-прелегко”, “Бабушка курила, но сигаретный дым меня не раздражал”, “Мы садимся на скамейку, и хлеб с молоком сейчас самая вкусная еда на свете”, “Мама рядом; она говорит мне что-то и голос у нее такой ласковый, нежный, добрый - такого нет ни у кого”, “Мне было физически тепло и душевно”, “Это было так здорово, когда мне разрешили потрогать медузу за шляпку, наверное это ощущение я никогда не забуду!”

Локализация эмоций в каком-либо органе (Ж)

“Где-то в груди, словно заноза в сердце и пусто в голове”, “Тяжесть в руках, что-то щемящее в сердце”, “Расслабленность внутри моего тела, в животе, груди”, “Трепыхание в груди”, “Давит в груди”, “Ноги как будто не мои”, “Мне тепло и мягко . где-то в душе”

Осознание изменений в протекании других психических процессов (З)

“Мысли сами приходят”, “Я не могу до конца сосредоточиться”, “Но когда я читаю вопрос я забываю об этом”, “Ясность мыслей, их четкость. Улучшение памяти, легкость возникновения образов”, “Рассеянное внимание”

Осознание эмоции как выражения отношения к потребностям (О)

“Хочется уйти к друзьям, отдохнуть, расслабиться”, “Ужасное желание разобраться в себе”, “Не терпится узнать результат”, “Желание побыстрее закончить данную анкету”

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Дружба школьников.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же по ...

Основные характеристики усвоения
Усвоение прежде всего характеризуется прочностью, которая определяется независимостью использования усвоенных знаний и (выработанных умений от времени, различия ситуаций и условий их применения. В целом прочность усвоения существенно зависит от системности, смыслоорганизованности воспринимаемого учебного материала, его личностной значим ...

Учение о душе Аристотеля
Аристотель: душа – способ организации тела . Аристотель (384–322 гг. до н.э.) открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельн ...