Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»
Страница 5

Информация о психологии » Социально-психологические проблемы подготовки юношей и девушек к семейно-брачным отношениям » Примерная программа курса для старших классов общеобразовательных учреждений «Подготовка юношей и девушек к семейно-брачным отношениям»

На следующем занятии педагог предлагает школьникам определение семьи как малой социальной группы, выполняющей определенные функции.

Проводит исторический обзор возникновения и развития семейных отношений мужчин и женщин в первобытном обществе. Знакомит с первой формой брачных отношений – групповой, затем родовым браком и возникновением парного брака. Вводит понятие патриархальной семьи – переход к моногамии. Характеризует понимание семейных отношений в различных религиозных учениях: буддизм, ислам, православие, протестантство. Дает определение семьи как ячейки общества. Объясняет влияние общественного строя на проявление семейных отношений.

Далее характеризует черты современной семьи: биархатный характер отношений, двупоколенность и молодежность, усиление нравственно-эстетических и психологических сфер семейной жизни, повышение авторитета и влияния женщины – матери, ослабление авторитарных рычагов влияния; более симметричное распределение обязанностей мужа и жены; демократизация взаимоотношений; изменение взглядов на главенство в семье, усиление, эмоциональных мотивов вступления в брак (любовь, симпатия, уважение); повышение уровня притязаний к семье и брачному партнеру; экологическая независимость супругов; свобода и самостоятельность в решении вопросов выбора брачного партнера, создания семьи, развития семейных взаимоотношений. Семья как любовный, духовный, родительский и хозяйственно-бытовой союз.

На практических занятиях можно провести ролевые игры «Психологическая поддержка в семье», «Распределение домашних обязанностей», диспут «Женщина на работе и дома», проанализировать педагогические ситуации «Родители и дети».

Занятие 21-23. Проблемы семьи и одиночества. Личные интересы супругов и общие интересы семьи. (3 ч.)

Цель: Познакомить с кругом проблем современной молодой семьи, помочь осмыслить факторы преодоления данных проблем. Найти способы оптимального сочетания личных и семейных интересов.

Основные понятия: личность – семья; одиночество.

Методические рекомендации

На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Семья в настоящее время. Современное состояние российской семьи: статистика рождаемости, разводов, количества конфликтных и кризисных семей. Проблема одиночества и статистика. Причины одиночества и пути решения проблем одиноких людей.

Помощь в поиске спутника жизни и создании семьи: клубы общения, службы знакомства, вечера знакомств, тренинги общения и уверенности.

Причины трудностей семейной жизни: проблема совмещения семейных обязанностей с учебой или трудовой деятельностью, недостаточная подготовка к семейной жизни, отсутствие хозяйственных навыков, недостаток знаний в области педагогики, психологии, медицины.

На последующих занятиях организуются диспуты на темы «Возможно ли одиночество вдвоем?», «Семейная жизнь: за и против?», «Одиночество: вина или беда?», «Нужно ли учиться умению жить в семье?»

Занятие 24-25. Этика общения в семье (2 ч.)

Цель: Показать значение общения в жизни семьи. Познакомить с техникой супружеского общения, помочь в овладении конкретных приемов общения.

Основные понятия: психологический климат семьи; семейное общение; законы семейного общения.

Методические рекомендации

На первом занятии педагог раскрывает содержание темы. Психологический климат семьи – основа семейных отношений. Эмоциональная общность супругов: сопереживание, сочувствие, взаимопонимание, культура речи.

Комплимент и его значение. Виды комплиментов: акцент на внешних данных, характере, общении.

Похвала. Одобрение. Поддержка.

Критика. Правила конструктивной критики: доброжелательность, выделение позитивных мотивов поведения, индивидуальный подход к личности критикуемого, положительная оценка личности в целом, эмоциональная поддержка, помощь в исправлении недостатков.

Спор. Определение и значение споров для развития семейных отношений. Ссора как проявление неконструктивного спора. Признаки ссоры. Способы профилактики и разрешения семейных ссор.

На втором занятии происходит разыгрывание и анализ конкретных ситуаций. Школьники обучаются выбору оптимального стиля поведения.

Проводятся упражнения «Комплимент», «Критика по кругу», «Горячий стул».

Задание на дом - «Овладение словарем разрешенных и запрещенных выражений в семейной жизни».

IV. Экономический блок (3 ч.)

Занятие 26-28. Семейный бюджет (3 ч.)

Цель: Показать значение семейного бюджета, научить составлять бюджет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Диагностическое исследование индивидуального стиля общения у студентов, будущих психологов. Организация и методы исследования
Для исследования уровня общительности нами было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 10 студентов из ВУЗов г. Йошкар-Олы. В исследование использовалась методика определения общего уровня общительности В.Ф. Ряховского и методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) (Приложения 1-2) ...

Возрастная динамика генетических и средовых детерминант в изменчивости когнитивных характеристик
Представления о том, что в онтогенезе меняется соотношение генетических и средовых влияний, определяющих индивидуально-психологические особенности, родились в контексте самой психогенетики, тем не менее они хорошо согласуются с представлениями возрастной психологии, касающимися изменения механизмов реализации психических функций в онтог ...

Память
Многие психологи специально подчеркивают, что именно благодаря памяти сохраняется целостность "Я" человека, его личность, индивидуальность. В зависимости от содержания материала, который запоминается, выделяют память образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную и пр. Образная память позволяет человеку запоминать ...