Когнитивная психология
Страница 2

· Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

Вариантом когнитивной психологии, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.

В психологии активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации. Такое достаточно общее определение оправдано тем, что одно из влиятельных направлений психологии ХХ столетия - американская гуманистическая психология - в лице таких ведущих ее представителей, как А. Маслоу и К. Роджерс, не является в строгом смысле психологией экзистенциальной, оказываясь, в противовес идеям европейского экзистенциализма, теорией человеческой успешности и возможной полной состоятельности, существенно более оптимистичной и прагматичной. Вместе с тем представления о свободе, ответственности и становлении, несомненно, роднят ее с экзистенциальной психологией и философией, что позволило И. Ялому обозначить гуманистическую психологию “двоюродной сестрой" психологии экзистенциальной, как и некоторые направления неопсихоанализа. А. Маслоу обозначает следующие общие моменты гуманистической психологии и экзистенциализма:

Сходство методологии - в интраиндивидуальном подходе к человеку исходя из его самости, его данности.

Признание того факта, что каждый индивид находится в постоянном развитии.

Признание ведущей роли смысла, который индивид придает своей жизни или ищет в жизни.

Признание значимости ценностей, в особенности этических, эстетических, познавательных и религиозных.

Признание того, что индивид постоянно находится в ситуации выбора, принятия решения и последующей ответственности.

Стремление к полноте понимания мотивации, определяющей выбор и решение.

Признание глубины и серьезности человеческой жизни, места в ней тревоги и неизбежности страдания.

Акцент на будущем и его динамической роли в отношении настоящего.

Признание уникальности каждого индивида.

Страницы: 1 2 


Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умны ...

Решение проблем структурных коммуникаций
Для снижения отрицательного воздействия этих проблем организация может использовать следующие приемы: 1) постоянное регулирование информационных потоков путем создания банка информационных данных, внутреннего рынка информации, пунктов отслеживания и сортировки получаемой извне информации, отслеживания мест информационных перегрузок; 2 ...

Проблема застенчивости в подростковом возрасте
Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов девочек.[12, c.47-48] Рассказы застенчивых мальчиков и ...