Индивидуальная стратегия эмпатирования
Страница 1

Информация о психологии » Психологическая специфика поиска партнера » Индивидуальная стратегия эмпатирования

В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явления, которое на уровне психического процесса состоит из трех последовательных этапов – сопереживание, сочувствие, содействие, каждый из которых характеризуется определенной конфигурацией активности эмоциональной, когнитивной и регулятивной сфер психического. На личностном уровне эмпатия - это способность к эмпатированию, т.е. латентная склонность к активации эмпатического процесса. Однако такое понимание эмпатии не позволяет говорить о ее успешности и, соответственно, не дает возможность выявить факторы успешности эмпатического процесса, как глубины понимания состояния объекта эмпатии. Естественно, следствием являются трудности в ее диагностике и развитии. www.psexplorer.ru

Целью нашего исследования было выявление индивидуальной стратегии эмпатирования, как индивидуально-специфического способа достижения понимания состояния объекта эмпатии в результате эмпатического процесса. Объектом исследования выступал эмпатический процесс, а предметом – индивидуальные стратегии эмпатирования. Индивидуальная стратегия эмпатирования понималась нами как определенный индивидуально специфический способ протекания эмпатического процесса, который связан с количественными (последовательностью, длительностью, мерой) особенностями включения эмоциональных и когнитивных механизмов эмпатирования и характеризуется большей или меньшей эффективностью. Была выдвинута гипотеза о том, что существует несколько типов взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии, которые будут различаться в зависимости от уровня синергетичности-антагонистичности и меры включенности в процесс соответственно когнитивных и эмоциональных механизмов.

Исследование проводилось в течение февраля-апреля 2006р. на выборке из 65 студентов 1-3 курсов механико-математического факультета и факультета социологии и психологии (специальность социология) КНУ им. Т.Шевченка. Данная выборка была выбрана на основе предположения (теоретическое и эмпирическое обоснование) о том, что представители гуманитарных и технических профессий будут иметь разные стратегии взаимодействия эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии.

В исследовании была использована нами разработанная и прошедшая психометрическую проверку методика "Исследования эмпатической реакции в актуалгенезе", которая направлена на диагностику следующих параметров эмпатического процесса: 1)склонность к актуализации эмпатической реакции; 2)длительность фазы сопереживания; 3)уровень эмоциональной включенности 4)глубина понимания психического состояния объекта эмпатии. Дополнительно анализируются актуализация, проявление и относительное доминирование эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии на разных этапах разворачивания эмпатического процесса. С целью выявления когнитивных механизмов, которые актуализируются в эмпатическом процессе, мы также исследовали склонность исследуемых к творческому мышлению (стандартные методики "Необычное использование" "Дополнение фигуры" "Общие проблемы").

При обработке результатов анализу подлежали следующие параметры эмпатического процесса: уровни эмоциональной включенности и актуализированности когнитивного компонента, а также их соотношения на всех этапах исследования, уровень децентрации и склонности к творческому мышлению, качество сочувствия – понимание состояния объекта эмпатии – как результативная характеристика успешности процесса. Выбор параметров был осуществлен таким образом, чтобы максимально точно исследовать взаимодействие эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии и выделить индивидуальные стратегии эмпатирования, а также обнаружить меру успешности каждой стратегии. На основе анализа результатов было выделено шесть индивидуальных стратегий эмпатирования: 1. Смешанная стратегия, синергетичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия. 2. Смешанная стратегия, синергетичность взаимодействия компонентов, высокий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, наивысшее качество сочувствия. 3. Эмоциональная стратегия, антагонистичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия. 4. Когнитивная стратегия, антагонистичность взаимодействия компонентов, низкий уровень децентрации и творческого мышления, низкий уровень эмоциональной включенности, низкое качество сочувствия. 5. Когнитивная стратегия, отсутствие взаимодействия с эмоциональной включенностью, высокий уровень децентрации и творческого мышления, высокое качество сочувствия. 6. Эмоциональная стратегия, отсутствие связи с уровнем творческого мышления, высокий уровень эмоциональной включенности, высокое качество сочувствия.

Страницы: 1 2


Через тернии – к звездам!
Каждый читатель, у которого хватило терпения добраться до этой заключительной главы, вправе бросить автору упрек: “Да мыслимое ли это дело – объяснять сознание человека?! Разве способен ограниченный разум человека объяснить или постичь собственное сознание?” Оставим эти риторические вопросы без ответов. Но только вряд ли все ограничитс ...

Вычисление коэффициента дискриминации
Исходя из того, что в нашем опроснике каждое задание будет оцениваться по двухбалльной шкале («верно», «не верно»), мы вычисляем коэффициент дискриминации по формуле: r= , где r-коэффициент дискриминации, - среднее арифметическое оценок по тесту у испытуемых, правильно выполнивших задание в соответствии с ключом, N+-число испытуемых ...

Социально-психологическая характеристика развития коллектива
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда. Это определение относиться, прежде всего, к первичному (контактному) коллективу, который создается по организационно - производственному признаку. В первичном коллективе ...