Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. Методики диагностики агрессивности у детей и подростков
Страница 1

Информация о психологии » Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми » Психодиагностика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. Методики диагностики агрессивности у детей и подростков

Агрессивное поведение детей и подростков легко выявляется при помощи наблюдения. Но для подтверждения результатов наблюдения психологи применяют специальные методики диагностики агрессивности. Рассмотрим основные из них, которые применимы к детям и подросткам.

Опросник Басса-Дарки

В диагностике качественного своеобразия проявлений агрессии у подростков возможно применять опросник Басса – Дарки.

Создавая опросник, авторы исходили из положения о том, что агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

– мотивационная агрессия, как самоценность

– инструментальная, как средство

При этом авторы подразумевали, что и тот и другой вид агрессии могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).

Опросник Басса - Дарки направлен на выявление присущих личности деструктивных тенденций. По мнению авторов, определив их уровень можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия

– использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия

– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение

– готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм

– оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида

– зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность

– в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия

– выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины

– выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет". При составлении опросника авторами использовались принципы:

1.

Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.

Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, а так же вычисляется индекс враждебности и индекс агрессивности.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4.

Нормой враждебности – 6,5-7 плюс-минус

3.

При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Методика

Hend

-

test

Hend-test – это проективная методика исследования агрессивного поведения личности. Ее возможно использовать в диагностике детей и подростков. Опубликована Б. Брайклином, 3. Пиотровским и Э. Вагнером в 1961 г. (идея теста принадлежит Э. Вагнеру) и предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.

Стимульный материал теста составляют 9 стандартных изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия. Изображения предъявляются в определенных последовательности и положении. Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнять человек, рука которого принимает такое положение). Помимо записи ответов регистрируется положение, в котором обследуемый держит таблицу, а также время с момента предъявления стимула до начала ответа.

Оценка полученных данных осуществляется по следующим 11 категориям:

1. агрессия

- рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет;

2. указания

- рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми;

3. страх

- рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе;

4. привязанность

- рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям;

5. коммуникация

Страницы: 1 2


Особенности взаимодействия людей
При рассмотрении особенностей связей между людьми обычно выделяют два вида взаимозависимости - кооперацию и конкуренцию. В первом случае (кооперация) некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия с целью достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно дост ...

База знаний для экспертной системы электрофизиологической диагностики
В целом, экспертные системы представляют собой интеллектуальные программы, способные делать выводы на основании знаний в конкретной предметной области и обеспечивающие решение специфических задач на профессиональном уровне. В настоящее время появилась тенденция и необходимость к созданию экспертных систем для качественных и нестандартиз ...

Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). число эмоционально негативных выборов В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: a) Высокий уровень трево ...