Дружба школьников.
Страница 1

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность. предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Свою точку зрения мы хотели проверить на практике и провели ряд тестов.

Социометрия

(см. Приложение 2).

Цель методики: выявить уровень сплоченности данного коллективы, лидеров, аутсайдеров.

Оснащение: ручка, лист для ответа.

Процедура применения методики следующая:

1) Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы.

2) Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.

3) полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм и социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.

Перед началом социометрического исследования члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания: "Ребята, представьте, что каждому из вас предстоит отправиться в Диснейленд. Кого из класса вы возьмете с собой?"

Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица". (см. Приложение 2, табл.1, 2, 3) Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого ребенка, вероятно, и следует считать лидером в данной группе.

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социо­метрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступает социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Страницы: 1 2


Психологические аспекты формирования самооценки у подростков
Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Но все же, ...

Теоретические основы социально-психологической напряженности. Сущность, формы проявления и последствия социально- психологической напряженности
Социальной напряженности в социально-трудовой сфере, как особому фенамину социологи начали уделять внимание сравнительно недавно. Отечественные исследователи постсоветского периода не были готовы к четким прогнозам и оценкам ситуации обострения социальной напряженности на предприятиях. В то же время познание социальной напряженности, ее ...

Методы исследования и их описание
1. Наблюдение за поведением потребителей в условии выбора. Исследовательское наблюдение в условии ролевой игры. 2. Опрос-анкетирование с использованием шкалы оценки значимости эмоций. 3. Психодиагностическое тестирование с использованием: методики О.Ф. Потемкиной "Диагностика социально-психологических установок личности в мотив ...