Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (на модели заикания)
Страница 1

Информация о психологии » Пластичность нервных и психических процессов, как фактор социального интеллекта » Психофизиологическое исследование нарушений механизма готовности к речи (на модели заикания)

Нарушение речи в форме заикания выступает как очень сложный, многосторонний, системный психологический и психофизиологический феномен. Имея в своей основе, по-видимому, первичный генетически детерминированный дефект, заикание в виде сформировавшегося патологического явления у взрослых людей системно нарушает когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты психической деятельности. Очень важной как в научном, так и в прикладном плане является задача выявления и изучения мозговых механизмов формирования, функционирования и излечивания заикания. Изучение мозговых механизмов такого многоаспектного феномена должно вестись в русле интеграции подходов и методов когнитивных нейронаук, таких как психофизиология и нейропсихология. Особый интерес в системном изучении заикания заключается в том, что оно представляет собой специфическое нарушение, вскрывающее очень тонкие, внутренние механизмы работы функциональной системы речи. Это подтверждается большой сложностью феноменологии заикания, его нестабильностью, плохой прогнозируемостью его «включения» и «выключения», тесной, интимной связью со многими психологическими переменными. Фундаментальные нейронные механизмы заикания до сих пор неясны (Шкловский и др., 2000). Тем не менее, патология этих тонких звеньев функциональной системы речи тем самым вскрывает их и дает возможность изучать их с помощью объективных методов. www.trafficcase.ru

Решающее значение для понимания периферических механизмов заикания имеют проведенные в школе Н.И. Жинкина исследования И.Ю. Абелевой, показавшие важную роль нарушения готовности к речи в генезе заикания. Отдельно в мировой психофизиологии исследовались потенциалы мозга, предшествующие речи, как вариант потенциала готовности. Было получено, что главным компонентом этих потенциалов, как и классического потенциала готовности, является предшествующая речемоторному акту негативность. Была показана большая вариативность этих потенциалов и неоднозначность их амплитудно-временной межполушарной асимметрии. Однако в случае заикания этот потенциал не был систематически исследован и не были выявлены реализующие его мозговые механизмы. Таким образом, исследование центральных механизмов нарушения готовности к речи при заикании должно быть важной частью комплексного исследования мозговых механизмов заикания.

Целью работы было изучение мозговых механизмов нарушений готовности к речи (на модели заикания) с помощью комплексного психофизиологического и нейропсихологического исследования в динамике речевой коррекции.

Исследование проводилось на двух несвязанных, уравненных по полу, возрасту и образованию выборках (всего 41 человек): из них 23 человека, страдающих заиканием и проходящим коррекцию речи, 18 нормально говорящих — контрольная группа. Испытуемые с заиканием комплексно обследовались до коррекции, после основного этапа коррекции и отсроченно, контрольная группа обследовалась один раз.

В работе были использованы следующие методы: 1) психофизиологическое (электрофизиологическое) исследование особенностей мозговых процессов при восприятии и порождении речи в норме и при заикании, включая электроэнцефалографическую методику регистрации потенциалов, связанных с началом речи и специальную методику дипольной локализации источников электрической активности мозга – BrainLock, 2) нейропсихологическое обследование заикающихся испытуемых по схеме А.Р. Лурия с качественной и количественной оценкой полученных данных по Ж.М. Глозман.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:

На основе многоканальной регистрации электрической активности мозга проведена подробная мозговая локализация связанных с событиями потенциалов, предшествующих речи, и показано, что подготовка к произнесению слова в норме осуществляется распределенной функциональной системой, включающей структуры лобной коры левого полушария, височной коры левого и правого полушария, базальные ядра левого полушария и стволовые структуры.

Описаны специфические для заикания изменения в мозговой локализации этих потенциалов, связанные с патологическим гипервозбуждением лимбической системы и патологической деактивацией стволовых структур, лобной коры левого полушария, базальных ядер левого полушария и височной коры правого полушария, а также с дополнительной активацией лобной коры правого полушария. Показано, что коррекция заикания снижает дополнительную лобную правополушарную активность, резко уменьшает гиперактивацию лимбической системы, а также реактивирует стволовые структуры, височную кору правого полушария и мозжечок.

Страницы: 1 2


Приобладающие типы мышления
Испытуемым было предложено выбрать один из вариантов ответов, который они считают соответствует их профессии[49]. Вопрос : «Какой тип мышления преобладает в Вашей специальности?» Испытуемый отвечали следующим образом (некоторые выбирали несколько вариантов ответа) 1. Аналитический. Когда создаешь чертеж, просчитываешь все наперед, а ...

Личность, как активная жизненная позиция
Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием самоопределения личности и сознательного регулирования своей жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах (содей ...

Психологическая травма как источник возникновения посттравматического расстройства
Это необычное событие способное вызвать тяжелый психологический стресс, сопровождающийся чувством страха, ужаса и беспомощности. Нарушения, которые развиваются у чел-ка после пережитой травмы, затрагивают все уровни жизнедеятельности: физиологический, личностный, межличностный, социальный. Всё это приводит к стойким личностным изменения ...