Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников
Страница 1

Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на ее описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его. Можно предложить ребенку, надев "розовые очки", постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем. Главная задача подобных игр - показать "трудным" детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.

Следующий этап работы направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребенок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребенка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучший способ для этого - воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем" и др. Далее коррекционная работа заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнеров объединяет детей и создает чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Педагог – психолог Ирина Ярушина предлагает программу социально-психологическую коррекционно-развивающую работу с детьми старшего дошкольного возраста[5]. Цель программы:

Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Содержание программы

Страницы: 1 2


Специфика социально-психологической проблематики личности
Итак, какой же круг возможностей раскрывается перед социальной психологией в этой сфере? Ответ на этот вопрос широко обсуждается в литературе. В работах Б.Д. Парыгина модель личности, которая должна занять место в системе социальной психологии, предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического. Хотя сама эта ...

Развитие творческой деятельности и творческих способностей как необходимость современного общества
Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. На каждой возрастной ступени она имеет собственное выражение. Интересы ребенка и взрослого различны, поэтому и воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого. У людей "среднего ума" ...

Социометрическое исследование группы детей
Цель исследования: прояснение межличностных отношений, определение социальных статусов детей Критерий: С кем бы ты хотел играть? Группа клиентов: Группа А Максимальное число выборов, которое может быть сделано клиентом: 4 Отрицательные выборы разрешены: Да Описание: Сабина М. Наташа Н. Данил С. Максим К. Галя С. Графическое с ...