Коммуникативные барьеры

Эффективности коммуникации мешают коммуникативные барьеры.

Коммуникативные барьеры – помехи, препятствия, вмешательства в процесс коммуникации на любом из ее участков, искажающие смысл сообщения.

www.pguides.ru

Типы барьеров

Примеры их проявления

Информационно-дефицитарные

Механический обрыв, неясность или замалчивание информации отправителем ведут к искажению, непониманию информации, домысливанию

Фонетические

Разные диалекты, ошибки произношения, дефекты речи и дикции приводят к непониманию информации

Семантические

Различие в системах знаний, в понимании смыслов и значений слов участниками общения (жаргон, сленг, шутки, цитаты, обороты речи)

Стилистические

Несоответствие стиля речи отправителя ситуации общения, стилю речи или психологическому состоянию получателя

Логические

Логика изложения отправителя либо слишком сложна и непонятна получателю, либо вообще отсутствует

Личностные

Психологическая несовместимость отправителя и получателя, разница репрезентативных систем, различие ценностных ориентаций, негативный опыт коммуникаций, селективное восприятие информации, неумение слушать. Также причинами плохой коммуникации могут быть стереотипы, предвзятые представления, плохие межличностные отношения между участниками, отсутствие внимания и интереса к собеседнику

Физические

Отвлекающие шумы, расстояние во время общения, помехи, связанные с неисправностью технических средств передачи информации

Временные

Дефицит времени общения, запаздывание, несвоевременность информации

Организационные

Многоуровневость, излишняя централизация и дифференциация, неопределенность прав и обязанностей, нарушение нормы управляемости

Статусно-диспозиционные

Различия в статусе отправителя и получателя, социальные, политические, религиозные, профессиональные различия. Один из участников коммуникации боится задать вопрос или высказать свое мнение, не желая показаться некомпетентным, быть неправильно понятым

Коммуникационные перегрузки

Загруженность коммуникационных каналов, трудность или невозможность упорядочить информацию, находящуюся на многообразных носителях, отсев части информации до этапа декодирования

Культурные

Культурные различия проявляются в дистанции между участниками общения, восприятии жестов и телодвижений, манерах держаться, тоне, громкости голоса, манере говорить, приверженности своему языку во время переговоров


Понятие рефлекса у Р. Декарта
Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Признавая существование двух независимых субстанций – души и тела, он пришел к выводу, что тело не нуждается в душе как источнике активности. В его теории тело мыслится как машина, функционирующая по законам механики. Источник движения находится не в душе, а в самом теле, в его конструкци ...

План и результаты психологического исследования
Консультируя подростков, психолог-консультант должен учитывать психологические нормативные задачи возраста. К ним обычно относят: □ отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости; □ преодоление кризиса идентичности, ролевой диффузности («самоидентификация»); □ новый этап социализации в ср ...

Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
«Гипер…» – (от греч. над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный». Внешние проявления гиперактивности: отвлекаемость, невнимательность, импульсивность, повышенная двигательная активность. Часто таким детям сопутсвую ...