Эмпирическое исследование психосоциальной работы с пациентами
психиатрической больницы. Ход и организация исследованияСтраница 1
В исследовании была выдвинута следующая гипотеза: отсутствие психосоциальной работы с психически больными людьми способствует искажению межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни.
Целью исследования является выявление особенностей искажения межличностного взаимодействия, процессов коммуникации, способности принимать активную позицию в решении вопросов устройства своей дальнейшей жизни, а также необходимости осуществления вследствие этого психосоциальной работы. www.musicexplore.ru
В ходе проведения исследования использовались стандартизированные методы: беседа и опрос.
Исследование проводилось на базе Калининградской областной психиатрической больницы №1 в первом мужском отделении. Исследовались: заведующая отделения, специалист по социальной работе, 10 пациентов отделения.
Итак, в теоретической части данного исследования было выяснено, что психосоциальная работа является эффективным методом работы с психически больными людьми, что подтверждается не только обширными теоретическими разработками в данном направлении, но и объёмным практическим опытом. Далее выясняется, каким образом осуществляется социальная работа, и, в частности психосоциальная работа, на конкретном учреждении – Калининградской областной психиатрической больнице №1.
Исследование представляет собой работу, состоящую из следующих основных этапов:
1) проведение беседы с заведующим одного из отделений больницы с целью ознакомления с деятельностью социальных работников – как идеальной модели осуществления социальной работы, а также одного из направлений – психосоциальной работы;
2) подобную же беседу необходимо провести с социальным работником, для того чтобы оценить реальную действительность, то есть понять, соответствуют ли требования, предъявляемые к деятельности социального работника, их непосредственной выполняемости;
3) уровень эффективности выполняемой социальной работы могут безошибочно оценить в первую очередь те, на кого она направлена, то есть пациенты. На данном этапе необходимо получить так называемую «обратную связь» от объекта. Данные о том, насколько важна и необходима пациентам психосоциальная работа, можно получить, проведя опрос.
Итак, в соответствии с первым этапом, была проведена беседа с заведующей первого мужского отделения. Беседа представляет собой набор последовательных вопросов (см. Приложение №1).
Содержание беседы и её ключевые моменты будут представлены несколько ниже.
Получив при помощи беседы первое общее представление о специфике социальной работы в психиатрии, переходим ко второму этапу, заключающемуся в похожей беседе с самим специалистом по социальной работе. Особенность вопросов (см. Приложение №2) для беседы состоит в их конкретике, более узком смысле, а ответы предполагают реальное положение дел в настоящий момент. Это необходимо для оценки работы специалиста как связующего звена между пациентом и окружающей действительностью, непосредственно влияющей на него и находящейся в зоне охвата специалиста, имеющего возможность повлиять на неё в случае неблагоприятной обстановки.
Анализ беседы и её ключевые моменты также будут представлены ниже.
На третьем этапе исследования, состоящего в получении информации от пациентов по поводу проводимой социальной работы, мы использовали опрос, представляющий собой набор вопросов (см. Приложение №3), исключающих выявление личных данных пациента. В начале опроса исследователь мог уточнить лишь имя опрашиваемого, которое при анализе и интерпретации данных зашифровывается.
Данный опрос направлен на выявление адаптированности пациентов к условиям жизни в больнице, особенностей времяпрепровождения, сохранения навыков и ценностей из жизни до поступления в больницу, способности вовлекаться во что-то новое, заинтересовываться, сохранности навыков общения, связей с родственниками и друзьями, роли и необходимости социального работника в учреждении – то есть всего того, что можно скорректировать либо восстановить посредством психосоциальной работы. Опрос также показывает необходимость психосоциальной работы для пациентов.
Отобранную для опроса группу пациентов можно охарактеризовать как менее дефектные, готовящиеся к выписке. Отбор осуществлялся заведующей отделения, предоставившей список тех лиц, с которыми возможно проведение подобного вида работы. Первоначальные вопросы были подкорректированы (а некоторые и вовсе подлежали удалению) специалистом по социальной работе и заведующей отделения. После они в окончательном варианте были предоставлены юристу больницы для одобрения. Вопросы не вызвали у юриста опасений насчёт нарушения прав пациентов и разглашения личной информации, и только после этого было разрешено проводить опрос.
Вербальная агрессия и власть над другими
Если мы посмотрим на вербальную агрессию как на средство манипулировать и доминировать над другими, то все перечисленное ниже имеет смысл, потому что все эти категории вербальной агрессии являются способами установить свою власть над другими. Значит ли это, что агрессор на самом деле чувствует себя сильнее и могущественнее, если ему уда ...
Методы изучения мотивации профессионального самоопределения в
процессе изучения иностранного языка
В психологии применяются неэкспериментальные, экспериментальные и синтетические методы исследования мотивации.
Неэкспериментальные методы:
· Наблюдение
· Анкетирование
· Беседа (интервью)
· Изучение продуктов деятельности учащихся
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации. Наблюдение можно использ ...
Методология и методы организации эмпирического
исследования малых предприятий ресторанного бизнеса. Методологические
принципы исследования
Основными методологическими принципами, заложенными в основание исследования, были принципы, проверенные всем опытом отечественной социальной психологии. Это, в первую очередь, принцип единства сознания и деятельности, большой вклад в разработку которого сделали А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. “Взаимосвязь психики и поведения, сознания и ...