ВведениеСтраница 1
Вопрос влияния пенитенциарного стресса на формирование различных психических расстройств довольно актуален в нашей стране, т.к. привлечение подростка к уголовной ответственности, применение меры пресечения, связанной с содержанием в учреждениях УИС, ожидание и вынесение приговора, исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы, являются для него сильными психотравмирующими обстоятельствами, исключительно угрожающего характера, которые могут привести к возникновению ассоциированных со стрессом психогений, (тем боле что сам пубертатный возраст является фактором риска психогенно обусловленных расстройств).
Ассоциированные с пенитенциарным стрессом психические расстройства и их последствия рассматриваются современными исследователями в качестве самостоятельной проблемы, имеющей чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое, социальное и пенитенциарное значение. Внимание к данной теме обусловлено не только тем, что ассоциированные с ним психические расстройства широко распространены среди подростков, содержащихся в уголовно- исполнительной системе, но и тем, что они «оставляют глубокий след в психике подростка», способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими и негативно влиять на достижение целей уголовного наказания. Диагностика этих состояний зачастую затруднена в связи с синдромальным полиморфизмом, патодинамическими особенностями клинических проявлений, кратковременностью и пролонгированностью течения, присоединением личностного, поведенческого и эмоционального ответа с дезорганизацией психической деятельности, высокой долей органических поражений и нарушений психического развития у подростков с противоправной активностью. Также актуальность и индивидуальность выбранной темы может заключаться в том, что вопрос формирования пенитенциарного стресса у осуждённых в нашей стране ещё до конца не освещён и не раскрыт.
Объект исследования: подростковые психические расстройства.
Предмет: психические расстройства у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом.
Цель данной работы: изучить связь пенитенциарного стресса и психических расстройств у подростков, находящихся в местах лишения свободы.
Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие и особенности психических расстройств у подростков.
2) Рассмотреть особенности личности несовершеннолетнего осуждённого.
3) Дать понятие пенитенциарного стресса, определить его роль в формировании психических расстройств.
4) Провести экспериментальное исследование
Выдвигается следующая гипотеза: в процессе отбывания наказания проявления психических расстройств сглаживаются, т.е. выраженность симптомов постстрессовых нарушений снижается, выраженность внешнеобвиняющих механизмов защиты снижается.
Контр- гипотеза: проявления психических расстройств у осужденных в процессе отбывания наказания не снижаются, пенитенциарный стресс остаётся в течении всего периода отбывания наказания.
Методологическая основа: личностный подход, психоаналитическая концепция, рассматривающая роль защитных механизмов.
Теоретическая основа: идеи Макушкина Е.В., Чибисова И.А., Котенёва И.О.
В исследовании были использованы следующие методы:
1) Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2) Методы психологической диагностики: были применены «восьми цветовой тест Люшера», опросник травматического стресса - Котенёв И.О., личностный опросник Плутчика, Келлермана, Конте- LSY .
3) Методы математической и статистической обработки эмпирических данных: был применён 𝝋* критерий.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа может быть использована пенитенциарными психологами в детских колониях в целях построения индивидуальной психолого-воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными, разработки психокоррекционной программы для несовершеннолетних в период адаптации. Кроме того данная работа может быть использована специалистами, работающими с трудными подростками.
Дружба школьников.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же по ...
Упражнение «Письмо – карточка».
Содержание: группа делится на тройки, один участник берёт на себя роль педагога, другой – роль родителя, третий – роль наблюдателя. В течение 10 мин. они обмениваются письмами – карточками, в которых отмечают достижения ребёнка. Причём, письменный диалог должен протекать спонтанно, без предварительного обсуждения с партнёром. По истечен ...
Генотип-средовые соотношения в индивидуальном развитии
Одним из достижений психогенетики по праву можно считать признание того факта, что генетическое отнюдь не означает неизменное. Активность генов меняется в ходе онтогенеза, наряду с этим изменяется и восприимчивость растущего человека к условиям окружающей среды. В результате преобразуется характер ге-нотип-средовых соотношений в межинди ...