Теоретические вопросы особенностей психических расстройств несовершеннолетних осужденных. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств
Страница 3

Информация о психологии » Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом » Теоретические вопросы особенностей психических расстройств несовершеннолетних осужденных. Понятие психических расстройств. Особенности подростковых психических расстройств

Перечислим психические реакции, наблюдаемые преимущественно в пубертатном возрасте:

1. Реакции эмансипации, характеризуются повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых вообще. В основе их лежит свойственное подростковому возрасту стремление к самоутверждению, которое в ряде случаев может становиться сверхценным. Проявляется в стремлении «делать всё по-своему», часто вопреки советам взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, самостоятельно устраиваются на работу в другом городе, иногда начинают бродяжничать.

2. Типичной для подростков, особенно мужского пола, является реакция группирования со сверстниками. Этот вид реакции проявляется в стремлении подростков образовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определённые неформальные отношения, имеются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков.

3. Своеобразную полиморфическую группу составляют «реакции увлечения», или «хобби-реакции». По мнению Личко А.Е., наличие тех или иных увлечений – одна из важнейших черт психологии подростка. Чрезмерно выраженные увлечения могут вести к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации – подростки забрасывают учёбу, начинают заниматься мелким воровством.

4. Важную группу составляют реакции, обусловленные формирующимися сексуальным влечением, к которым Личко А.Е. относит различные виды мастурбации у подростков, раннее вступление в половую жизнь, беспорядочные половые связи, преходящие в гомосексуальные действия и др[9, стр.202-203].

Патохарактерологические реакции - обратимая форма пограничных ситуаций. При их повторении обнаруживается тенденция к постепенной фиксации свойственных им форм поведения, которые исподволь всё более превращаются в стойкий модус личностного реагирования, т.е. могут стать исходным моментом патологического формирования личности. Прогноз патохарактерологических реакций в случае нормализации микросреды и сглаживания с возрастом психической дисгармонии, свойственной подростку, может быть вполне благоприятным. Диагностика данных реакций опирается на установление психологически понятной связи нарушений поведения с психотравмирующей ситуацией. Для профилактики и терапии патохаоактерологических реакций, прежде всего, необходимо выяснение условий воспитания ребёнка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растёт[9, стр.203-204].

В период пубертата личностные, характерологические отклонения часто еще разрозненны, нестойки, парциальны и не сложились в определенный клинический тип психопатии. П.В. Ганнушкин предлагал не ставить диагноз «психопатия» до конца пубертата, поскольку «только с этой поры начинает вырисовываться тип личности». Поэтому в период пубертата предпочитают говорить о «психопатических чертах», «патологическом формировании личности», «препсихопатических состояниях». Вместе с тем наслаивание формирующихся психопатических особенностей на изменения психики, привнесенные самим пубертатом, создают иногда выраженные патологические картины. При этом и сам пубертат протекает более бурно и неравномерно.

В период пубертатного криза в результате его «асинхронного» протекания психический инфантилизм протекает по «кризовому» варианту. При этом преобладает гротескное заострение черт и тенденций младшего подросткового возраста с оппозиционностью и критицизмом, снижение способности к социально одобряемой деятельности при отчетливой склонности к обогащению отрицательным опытом, стремление к ювенальному самоутверждению, задержка в формировании чувства долга, ответственности, критической самооценки. Этот вариант инфантилизма особенно тесно коррелирует с нарушениями поведения и адаптации.

Среди форм инфантилизма, обусловленного социально-психологическими факторами, известны описания «синдрома единственного ребенка», в основе которых лежит неправильное воспитание по типу «кумира семьи» и «гиперопеки», а также явления «госпитализма», возникающие у подростков в условиях депривации. При этом возникают такие проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность, недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость к психическим нагрузкам, сохранение детского характера привязанностей и интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности. Отдельные проявления психической незрелости могут возникать и при педагогической запущенности, однако здесь она обычно не складывается в целостный синдром.

Страницы: 1 2 3 4


Формы и уровни общения
Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная классификация, конечно, условна ...

Понятие социально-психологического тренинга
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране. Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны дру ...

Факторный анализ
В работе применялся следующий путь обработки результатов. С помощью статистических процедур сначала строилась матрица корреляций. После вычисления матрицы проводится факторный анализ методом главных компонент. На этом шаге вычислялись первые самые мощные главные компоненты и строились матрицы факторных нагрузок каждой строки матрицы кор ...