Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Страница 3

Осуждённые, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость в достижении цели.

Часто проявляется отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, оправдывающее собственное поведение, в том числе криминальное. Эмоциональное отвержение со стороны лиц, значимых для осужденного, а также отсутствие близких родственников, которых он, будучи на свободе, нередко презирал и игнорировал («Не могу понять, почему мама сюда не приходит и не пишет…)[18, стр.146], существенное рассогласование привычных образцов поведения, неожиданные поручения, предъявление необоснованных претензий со стороны окружающих нередко являются пусковым механизмом для проявления агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения.

Среди несовершеннолетних осужденных также нередко встречаются подростки, для которых агрессивность, неповиновение нередко выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности окружающим, но, в первую очередь, самому себе.

Осужденные часто проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность.

Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надёжное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами неформальных групп.

Большая часть несовершеннолетних подвержена периодическим депрессивным состояниям. Отмечаются снижение активности, перепады настроения, особенно на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы. Внешне эти проявляется в повышенной раздражительности, придирчивости, часто демонстрируется недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. На самом деле преобладает пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям, боязнь неудач.

Характерен достаточно высокий уровень осознания имеющихся проблем, который выражается в чувстве тревоге, неудовлетворённости и пессимистической оценке своих перспектив и убеждения, что их жизнь в ближайшем будущем будет только ухудшаться: «… потом я совершал ещё очень много ошибок, за которые должен расплатиться. Чувствую, что я ужасно устал. Слишком тяжкое бремя- эта жизнь»[15, стр. 35].

Ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят своё выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.

При недостаточном уровне выраженности мотивационно - волевых качеств, прямолинейность и демонстративность поведения часто являются скрытыми формами протеста против «вечно придирающихся» взрослых, социального отвержения и неуспехов в жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Практика музыкотерапии в дошкольном образовательном учреждении
Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо, использовать в работе с детьми. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо от того, что ребенок и психолог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ...

Опросник «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов)
ФИО ребенка Возраст _ Дата заполнения _ Заполнил: родитель, психолог, педагог _ Подчеркните часто выраженные ситуационно-личностные реакции, признаки и виды расстройств поведения и эмоций у ребенка. Добавьте те, которые не указаны. Агрессивность В мимике: сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки. Физическая: ломает игрушки ...

Профессиональная система деятельности и стресс
Большое значение в психологии труда имеет изучение психофизиологических механизмов регуляции функционального состояния в профессиональной деятельности человека. Актуальность данного аспекта обусловлена наличием ряда профессий, существенной особенностью которых является присутствие внешних и внутренних факторов (действующих постоянно ил ...