Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Страница 3

Осуждённые, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость в достижении цели.

Часто проявляется отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, оправдывающее собственное поведение, в том числе криминальное. Эмоциональное отвержение со стороны лиц, значимых для осужденного, а также отсутствие близких родственников, которых он, будучи на свободе, нередко презирал и игнорировал («Не могу понять, почему мама сюда не приходит и не пишет…)[18, стр.146], существенное рассогласование привычных образцов поведения, неожиданные поручения, предъявление необоснованных претензий со стороны окружающих нередко являются пусковым механизмом для проявления агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения.

Среди несовершеннолетних осужденных также нередко встречаются подростки, для которых агрессивность, неповиновение нередко выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности окружающим, но, в первую очередь, самому себе.

Осужденные часто проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность.

Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надёжное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами неформальных групп.

Большая часть несовершеннолетних подвержена периодическим депрессивным состояниям. Отмечаются снижение активности, перепады настроения, особенно на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы. Внешне эти проявляется в повышенной раздражительности, придирчивости, часто демонстрируется недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. На самом деле преобладает пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям, боязнь неудач.

Характерен достаточно высокий уровень осознания имеющихся проблем, который выражается в чувстве тревоге, неудовлетворённости и пессимистической оценке своих перспектив и убеждения, что их жизнь в ближайшем будущем будет только ухудшаться: «… потом я совершал ещё очень много ошибок, за которые должен расплатиться. Чувствую, что я ужасно устал. Слишком тяжкое бремя- эта жизнь»[15, стр. 35].

Ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят своё выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.

При недостаточном уровне выраженности мотивационно - волевых качеств, прямолинейность и демонстративность поведения часто являются скрытыми формами протеста против «вечно придирающихся» взрослых, социального отвержения и неуспехов в жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Словарь
Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Долговременная – это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации Мнемон ...

Воспитание ребенка в неполной семье
Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной семье, но это потребует очень больших уси ...

Групповая кризисная психотерапия ПТСР
Принципиально, групповая психотерапия не является самостоятельным направлением в психотерапии, а представляет собой лишь специфический метод, при использовании которого основным инструментом психотерапевтического воздействия выступает группа пациентов, в отличии от индивидуальной психотерапии, где таким инструментом является только псих ...