Особенности личности несовершеннолетнего осужденного
Страница 3

Осуждённые, склонные к членовредительству, отличаются самостоятельностью, независимостью суждений, выраженной потребностью в самореализации. Эти подростки проявляют индивидуализм, а иногда и упорство в отстаивании собственной точки зрения, демонстрируют настойчивость в достижении цели.

Часто проявляется отсутствие сформированных навыков конструктивно разрешать сложные ситуации, преобладание механизмов психологической защиты, оправдывающее собственное поведение, в том числе криминальное. Эмоциональное отвержение со стороны лиц, значимых для осужденного, а также отсутствие близких родственников, которых он, будучи на свободе, нередко презирал и игнорировал («Не могу понять, почему мама сюда не приходит и не пишет…)[18, стр.146], существенное рассогласование привычных образцов поведения, неожиданные поручения, предъявление необоснованных претензий со стороны окружающих нередко являются пусковым механизмом для проявления агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения.

Среди несовершеннолетних осужденных также нередко встречаются подростки, для которых агрессивность, неповиновение нередко выступают средством поднятия своего личного положения в среде ближайшего социального окружения, своеобразной демонстрацией уверенности окружающим, но, в первую очередь, самому себе.

Осужденные часто проявляют высокую чувствительность по отношению к действительной или ложно понимаемой несправедливости. У них легко формируется враждебность, обуславливающая злопамятность и скрытую агрессивность.

Ведущими мотивами повседневной жизнедеятельности в условиях изоляции являются избегание ошибок, стремление найти подходящую социальную нишу, а также обрести надёжное покровительство в виде более сильных и авторитетных лиц, являющихся, к примеру, лидерами неформальных групп.

Большая часть несовершеннолетних подвержена периодическим депрессивным состояниям. Отмечаются снижение активности, перепады настроения, особенно на начальных этапах отбывания наказания и перед освобождением из мест лишения свободы. Внешне эти проявляется в повышенной раздражительности, придирчивости, часто демонстрируется недовольство в ответ на реплики или замечания со стороны окружающих. На самом деле преобладает пассивная личностная позиция и склонность к раздумьям, боязнь неудач.

Характерен достаточно высокий уровень осознания имеющихся проблем, который выражается в чувстве тревоге, неудовлетворённости и пессимистической оценке своих перспектив и убеждения, что их жизнь в ближайшем будущем будет только ухудшаться: «… потом я совершал ещё очень много ошибок, за которые должен расплатиться. Чувствую, что я ужасно устал. Слишком тяжкое бремя- эта жизнь»[15, стр. 35].

Ярко проявляются симптомы ущербного «Я», которые находят своё выражение в отрицании, отчуждении, укоренившемся чувстве враждебности по отношению к другим, низкой самооценке, комплексе неполноценности, страхах и повышенном уровне тревожности, мнительности, эмоциональной неустойчивости.

При недостаточном уровне выраженности мотивационно - волевых качеств, прямолинейность и демонстративность поведения часто являются скрытыми формами протеста против «вечно придирающихся» взрослых, социального отвержения и неуспехов в жизни.

Страницы: 1 2 3 4


Индивидуальная стратегия эмпатирования
В современных исследованиях эмпатия изучалась как свойство личности, а также рассматривались структура и некоторые механизмы эмпатического процесса. Результатом этих исследований стало понимание эмпатии как интегрального психического явления, которое на уровне психического процесса состоит из трех последовательных этапов – сопереживание ...

Теоретические аспекты изучения самооценки детей старшего дошкольного возраста. Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов
Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.с. Мухина, Е.И. ...

Позиции преподавателя в процессе взаимодействия со студентами
Своеобразие современной профессиональной деятельности преподавателя университета заключается в том, что возвращается истинный смысл назначения деятельности педагога: ведение, поддержка, сопровождение обучающегося. Помочь каждому студенту осознать его собственные возможности, войти в мир культуры выбранной профессии, найти свой жизненный ...