Анализ уровня социально-психологической напряженности в организации
Страница 1

Информация о психологии » Показатели социально-психологической напряженности в коллективе » Анализ уровня социально-психологической напряженности в организации

Предлагаемая нами методика не только констатирует наличие социальной напряженности, но и отслеживает ее динамику. Целесообразно выделить 5 уровней социальной напряженности в организации, которые можно зафиксировать с помощью оценки показателей. Конструируя такую шкалу, мы исходили из того, что ее минимальный фоновый уровень всегда присутствует даже в весьма благополучных организациях. Он является следствием того несовпадения интересов работодателя и работников наемного труда, которое обусловлено отношениями собственности. А максимальный, пятый уровень свидетельствует о том, что социальная напряженность в любой момент может перейти из латентной стадии в открытую.

Первый уровень социальной напряженности представляет ее минимальное фоновое значение, обусловленное, различиями в отношении к собственности работодателя и работников наемного труда. Стороны не имеют претензий друг другу в части соблюдения условий найма и действующих нормативов в области условий труда и трудового законодательства. Преобладает позитивный эмоциональный настрой работников.

Второй уровень социальной напряженности характеризуется негативным эмоциональным состоянием работников, которое выражается в неудовлетворенности своей работой из-за ее несоответствия их ожиданиям и общепринятым социальным нормам. На данном этапе работники еще не пытаются выяснить причину складывающейся неблагоприятной обстановки.

Третий уровень - это этап осознания на личностном уровне несправедливости, допускаемой организацией по отношению к работающим, ущемления их прав и законных интересов. Здесь начинается информационный обмен среди персонала, осознание групповых интересов. У работников появляются претензии к организации.

Четвертый уровень социальной напряженности характеризуется постепенным переходом к консолидации групповых интересов. Начинают складываться противоборствующие стороны. Делается попытка определить тех, кто конкретно виноват в сложившейся ситуации.

Пятый уровень (критический) - это уровень, который сопровождается уверенностью в необходимости и возможности действий, ведущих к открытому конфликту. Происходит формирование установки на конкретные действия. Можно утверждать, что это уровень личной готовности к открытому конфликту сторон социально-трудовых отношений.

Непосредственное измерение уровня социальной напряженности начинается с оценки индивидуальной позиции работников организации.

Методом опроса делается вывод об индивидуальном восприятии работником состояния социально-трудовых отношений на предприятии и его готовности добиваться изменений сложившейся ситуации. В качестве индикаторов такого восприятия могут быть использованы следующие характеристики:

1. Удовлетворенность работой.

2. Оценка выполнения предприятием своих обязанностей по отношению к работнику.

3. Мнение о том, кто реально защищает перед лицом администрации интересы работников .

4. Определение виновного в невыполнении предприятием своих обязанностей.

5. Оценка возможности решить проблемы путем переговоров.

6. Оценка реакции работников предприятия на невыполнение предприятием своих обязательств в области социально-трудовых отношений.

7. Самооценка готовности участвовать в акциях протеста против администрации.

8. Оценка вероятности открытого конфликта с администрацией в ближайшее время.

Расположение индикаторов в перечне соответствует направлению нарастания социальной напряженности.

В качестве определения общей позиции респондента в его восприятии состояния социально-трудовых отношений и готовности к участию в открытом конфликте использован метод балльных оценок с отнесением полученной суммы баллов по каждому из респондентов к одному из пяти уровней социальной напряженности.

Таким образом, максимальный балл равен 5, а минимальный - 1, что соответствует критическому и фоновому уровням.

Таблица № 1.Оценка уровня развития социальной напряженности в Администрации Новосибирского района

Уровни

СН

Сумма баллов

Условное название уровня развития социальной напряженности

Наименование отрасли и ее средний балл

1.

1,0

Фоновый уровень

2.

От 1,1-1,9

Развитие неудовлетворенности условиями работы

3.

От 2,0-2,9

Определение виновного в несоблюдении прав работников и необходимых условий работы

-Административно-хозяйственный отдел- 2,45

-Отдел учета и отчетности – 2,60

4.

От 3,0-3,9

Консолидация общественного мнения по поводу мер воздействия на виновного (администрацию и т.д.)

-Отдел архивной службы -3,25

-Отдел труда -3,25

-Отдел инвестиционного развития -3,35

-Отдел по делам молодежи -3,30

-Отдел архитектуры и градостроительства -3,55

- Организационно-контрольный отдел-3,65

- Юридический отдел -3,75

5.

От 4,0-4,9

Готовность к участию в открытом конфликте

Страницы: 1 2


Понятия, методы и модели возрастной пспхогенетики
Главным понятием психогенетики развития является «генетическое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли генетической вариативности в общей вариативности признака, что позволяет оценить, как ...

Через тернии – к звездам!
Каждый читатель, у которого хватило терпения добраться до этой заключительной главы, вправе бросить автору упрек: “Да мыслимое ли это дело – объяснять сознание человека?! Разве способен ограниченный разум человека объяснить или постичь собственное сознание?” Оставим эти риторические вопросы без ответов. Но только вряд ли все ограничитс ...

Особенности внутриличностного конфликта студентов обучающихся в вузе. Особенности внутриличностных конфликтов студентов-психологов
Современные отечественные исследователи считают, что для будущего психолога вхождение в психологию как в область профессиональной деятельности происходит на фоне развивающихся и сменяющих друг друга внутриличностных конфликтов. Исследование внутриличностных конфликтов студентов-психологов в процессе обучения в вузе предполагает рассмот ...