Введение
Страница 1

Актуальность темы обоснована

тем, что в последнее двадцатилетие в зарубежной и отечественной психологии значительно возрос интерес к стилевым особенностям личности. Интерес к стилевым характеристикам, на наш взгляд, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, стили человека отражают способы его поведения в разныхвидах деятельности, и потому они могут быть более наблюдаемыми и легче диагностируемыми, чем личностные черты, проявление которых в поведении многократно опосредуется многими внешними и внутренними факторами. Во-вторых, формируясь на основе требований среды и внутренних ресурсов человека, они представляют собой глобальную характеристику механизма адаптации человека. В третьих, каждая стилевая характеристика обнаруживает свое влияние на поведение в большом спектре ситуаций, что дает возможность обширного прогноза поведенческих особенностей человека на основе диагностики одной стилевой характеристики.

К настоящему времени описано много стилевых характеристик разной степени обобщенности: стиль жизни, стиль деятельности, стиль общения, когнитивные и эмоциональные стили и др. Соотношение между ними еще недостаточно хорошо изучено, но все исследователи стилей признают продуктивность этого направления изучения личности и стремятся к построению полной картины стилей человека.

Общение - это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной профессиональной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Во всем многообразии связей исследователи социально-психологических проблем различают два вида отношений: общественные (экономические, политические, идеологические, социальные и др.) и непосредственно психологические. Все они раскрываются и реализуются в общении. Следовательно, корни общения находятся в самой жизнедеятельности и психической природе человека. Общение, таким образом, предстает в качестве реальных измерений общественных (социальных) и межличностных отношений.

С самого момента рождения человек оказывается включенным в систему межличностного общения. "Ребенок,- как указывает Pieron H., - в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми".

В общении человек с раннего возраста выступает и как объект и как субъект общения. Процесс общения, отмечает Бодалев А.А. [4, 54-58], является «таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами».

В общении, в процессе социализации, формируются личностные особенности человека, его характер, самосознание. В общении формируются и коммуникативные качества личности.

Анализ развития коммуникативных потребностей предполагает необходимость обращения не только к общественно - историческому, но и к онтогенетическому аспекту исследования. В этом случае субъектом потребности в общении выступает личность в процессе социализации, а этапы становления потребности в общении отражают процесс становления человеческой личности. На начальной ступени развития эта потребность существует как потребность в эмоциональном контакте ребенка со взрослыми. Причем экспериментальные данные свидетельствуют, что эта потребность отнюдь не является врожденной, а формируется социальным путем в ходе общения со взрослыми.

Возрастные этапы развития человека, наряду с половыми различиями, составляют самую непосредственную картину человеческого поведения в реальной жизни. Формирование личности тесно связано со ступенями общественного воспитания, образования, обучения. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогенеза и становятся определяющими характеристиками периодов роста и созревания человека. Возрастные этапы развития человека в целом определяются как "фазы жизненного пути", которые в свою очередь являются историей формирования и развития личности в определенном обществе.

Страницы: 1 2


Двигательные тесты
Вторая группа исследований объединяет признаки, получаемые в стандартизованных двигательных пробах. Их, в свою очередь, можно разделить на две подгруппы: в одну входят показатели, которые обычно получают в стандартных измерениях характеристик, существенных для спорта и физвоспитания; во вторую — используемые в психодиагностике и в психо ...

Общие подходы к психотерапии ПТСР
В настоящее время не существует устоявшейся точки зрения на результаты лечения ПТСР. Одни исследователи считают, что ПТСР – излечимое расстройство, другие – что его симптомы полностью не устранимы. ПТСР обычно вызывает нарушения в социальной, профессиональной и других важных сферах жизнедеятельности. Очевидно одно: лечение ПТСР – процес ...

Исследование самооценки детей по тесту «Лесенка»
Предлагается нарисовать на листе бумаги или вырезать лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умны ...