Заключение
Страница 8

Некоторое время мы жили в Ливерпуле. Нам обоим нравился этот город, несмотря на то что мне было несколько сложно там обустроиться.

Вам было несколько сложно там обустроиться. Что ж, все это было внове для меня. А моя жена была родом из тех мест, у нее были там друзья. У детей также не было никаких проблем. Им понравилась новая школа, а сам переезд они считали весьма волнующим событием. Казалось, все они получали от этого удовольствие, но только не я.

Все они получали от этого удовольствие, но только не вы. Не поймите меня неправильно. Я не хочу сказать, что Ливер пуль мне не нравился. Просто мне было сложно принять все эти перемены. После того как я пробыл там месяцев шесть или около того, все наладилось. Оглядываясь назад, я думаю, что все было не так уж и плохо, как я вам это нарисовал. Все это время было наполнено также и по-настоящему хорошими событиями.

Если говорить о простой рефлексии, то основной момент здесь заключается в том, что интонации, звучащие в голосе консультанта, должны повторять интонации, с которыми говорит клиент. Рефлексия не должна превращаться в вопрос, как в следующем примере:

- Некоторое время мы жили в Ливерпуле. Нам обоим нравился этот город, несмотря на то что мне было несколько сложно там обустроиться.

- Вам было сложно там обустроиться?

- Да-

Здесь все достаточно просто. Если рефлексия подменяется вопросом, то скорее всего ответ будет достаточно кратким или односложным. В данном случае рефлексия используется для того, чтобы помочь клиенту выстроить цепочку рассуждений.

По прошествии 15 минут происходит обмен ролями, и теперь уже новые «консультанты» начинают отрабатывать навыки простой рефлексии содержания. Через 15 минут все участники вновь садятся в общий круг и тренер инициирует обсуждение, посвященное использованию навыков простой рефлексии и области их применения. Если число участников нечетное, то тренер также должен участвовать в выполнении данного упражнения.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научились, выполняя данное упражнение, и о том, что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы. Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание вопросов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Упражнение 2. «Мой стиль общения»

Цель: Изучение коммуникативных проблем, видение особенностей, связанных со сферой общения.

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.

«Сейчас мы поработаем с дневниками «Мой стиль общения». Какие записи там появились? Что вы смогли туда внести со времени прошедшего занятия? Какие основные наблюдения вам удалось проанализировать? Или вы совсем забыли об этом домашнем задании?

Объединитесь в малые группы по 7-8 человек и обсудите записи, которые вы смогли сделать после первого занятия. Каждый может зачитывать, что он хочет, комментируя свои записи, исходя из последних наблюдений и впечатлений.

Помните о том, что любой участник вправе спросить о том, что ему было неясно, попросить вас прокомментировать высказывания, в чем-то усомниться, за что-то порадоваться и т. д. Каждый из вас может отвечать на эти вопросы, приводя конкретные примеры своих ощущений, итоги наблюдений над своими реакциями.

После того как вы выслушаете одного из членов вашей малой группы, слово может взять следующий. И так до тех пор, пока не выскажутся все участники».

Рекомендации ведущему. Работа с дневником «Мой стиль общения» является обязательным элементом каждого занятия. Поэтому вам следует выделить необходимое количество времени для обсуждения записей участников и на этом занятии. Вы должны предостеречь участников от типичной ошибки - превращения обсуждения записей в дневнике в формальный разговор, когда члены группы действуют по принципу «лишь бы что-нибудь сказать».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Характеристика отдельных форм неврозов, направления психотерапевтической и коррекционной работы. Неврастения
Неврастения наиболее распространенная форма неврозов у детей, взрослых и подростков. Как считает Личко (1985), она чаще развивается у представителей астеноневротического и лабильного типов акцентуаций характера. Возникает при чрезмерных интеллектуальных и эмоциональных перегрузках. Основные симптомы: повышенная утомляемость, раздражите ...

Интеллектуальное сознание (интеллект)
В действительности, связи между верхними уровнями сознания у человека неизмеримо сложнее и запутаннее, чем в вышеприведенной метафоре с боевым кораблем. И если эмоциональный уровень сознания в целом подчинен интеллекту, то он все же достаточно независим именно в вопросах оперативного управления. В большинстве ситуаций, когда требуется э ...

Особенности психосоциальной работы с пациентами психиатрической больницы. Психосоциальная работа как один из подходов социальной работы
В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль — «психосоциальная работа». Такой подход полностью согласуется с международной теорией и практикой оказания социальной помощи населению. Центральной задачей практической социальной работ ...