Описание методов исследования
Страница 1

В настоящее время в мире используется большое количество разнообразных методик, используемых в психодиагностике в сфере труда. В нашем исследовании мы использовали следующие методики: Тест «Нервно-психическая устойчивость», модифицированный вариант методики «Уровень субъективного контроля» (автор Е.Г.Ксенофонтова), Тест смысложизненных ориентаций по Д.А.Леонтьеву, Анкета удовлетворенности по А.А. Грачеву, Тест Лири.

Что касается теста «Нервно-психическая устойчивость», то здесь следует отметить, что данный критерий может иметь очень емкое толкование. В основе НПУ личности лежит взаимодополняющее сочетание, гармоническое единство постоянства личности и ее изменчивости. На фундаменте постоянства выстраивается жизненный путь личности, без него невозможно достижение целей жизни. Оно поддерживает и укрепляет самооценку, способствует принятию себя как личности и индивидуальности. Именно поэтому мы использовали данную методику в качестве основы при изучении личностных детерминант у представителей стрессогенных профессий.

Методика НПУ предназначена для первоначального выявления признаков нервно-психической устойчивости. Она позволила выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении и деятельности человека.

Методика содержит 84 вопроса (высказывания), на каждый из которых обследуемому предлагается дать ответ «да» или «нет». Результаты анкетирования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого делается заключение об уровне нервно-психической устойчивости.

Анализ ответов позволил уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях. Текст анкеты в Приложении 1.

Обработка полученных результатов проводится с помощью «ключей».

ШКАЛА ИСКРЕННОСТИ

Нет (-)

1, 4, 6, 8, 9, 11, 16, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43,

ШКАЛА НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОЙ НЕУСТОЙЧИВОСТИ

Да (+)

3, 5, 7, 10, 15, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84.

Нет (-)

2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68.

Обработка проводилась с помощью трех трафаретов, которые изготовленных из прозрачной пластмассы. На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного листа. Прорези в каждом из трафаретов должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным следующим образом:

29 и более баллов

Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медицинское обследование психиатра, невропатолога.

14 - 28

Нервно - психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях.

13 и менее

Нервно - психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на обучение специальностям, требующим повышенной нервно - психической устойчивости.

Один трафарет предназначен для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической неустойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

Обработка данных начиналась со шкалы искренности, которая использовалась для оценки достоверности ответов обследуемого.

Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получался суммированием количества плюсов, выявленных по трафарету для положительных ответов, и количества минусов - по трафарету для отрицательных ответов.

Конструкт локус-контроля личности означает систему убеждений человека относительно того, где располагаются силы, влияющие на его судьбу и исход любых его действий, в нем самом или в каких-то внешних факторах.

Многочисленные исследования данного конструкта описывают бесконечное количество факторов, выделяемых с помощью разнообразных, но близкородственных опросников, однако до настоящего времени нет ни одного фактора, однозначно признанного и учитываемого широким психологическим сообществом.

В нашей стране наибольшее распространение получила методика УСК, предложенная Е.Ф.Бажиным, С.А.Голынкиной и А.М.Эткиндом, представляющая собой существенно переработанный русскоязычный вариант шкалы I - E («Шкала интернальности-экстернальности», разработанная Роттером, 1966 г.). Данная шкала имеет ряд очевидных достоинств и отличается от шкалы Роттера по ряду параметров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Управление конфликтами в условиях совместной деятельности
Универсальных способов выхода из конфликтных ситуаций, их разрешения не существует. Наличие большого количества причин конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако, даже при большой его возможности стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят ...

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребёнку».
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, в начале урока, а не в конце, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребёнком, заранее оговорив правила, за вы ...

Составление опросника
Целью разработки опросника является создание теста, определяющего уровень тревожности у студентов последних курсов. Наш опросник (Приложение 3) был разработан на базе опросника Дж.Тейлора, который отражает личностную шкалу проявления тревоги. Разработанный нами опросник отражает уровень тревоги перед будущим у студентов последних курсо ...