Требования к выполняемой работе

В настоящее время в России формируется система сертификации персонала, имеющая целью подтверждение уровня квалификации специалиста независимым органом. Актуальность и целесообразность этого мероприятия обусловлена естественным процессом развития и демократизации рынка труда[43].

Система сертификации должна охватить практически всех квалифицированных работников, занятых на предприятиях всех форм собственности. Причем для специалистов, занимающихся видами деятельности, сопряженными с риском для жизни и здоровья людей, сертификация должна быть обязательной, а для остальных, то есть персонала, деятельность которого приводит только к экономическим последствиям – добровольной. К квалификации инженерно-технического персонала предъявляются весьма высокие и разнообразные требования[44]. Предложения по построению системы сертификации инженерно-технического персонала в России, разработаны сотрудниками АНО «РОСП». Данные предложения выносятся на обсуждение с целью создания системы ГОСТов, устанавливающих порядок сертификации персонала по профессиональным и должностным требованиям. Квалификация специалиста характеризуется не только академическими знаниями и умениями, которые формируются в вузе, но и его практическим опытом, кругозором и личностными качествами, которые должны быть учтены при сертификации. К этому следует добавить, что процесс сертификации естественно ограничен во времени и принципиально не может включать исчерпывающую проверку всех знаний и навыков специалиста. Поэтому система сертификации должна быть ориентирована на проверку именно тех свойств специалиста, которые обеспечивают качественное выполнение его обязанностей. Сертификационные требования могут быть разбиты две группы:

– профессиональные, обуславливающие способность обеспечивать необходимое качество результатов своего труда и требуемый уровень производительности;

– должностные, характеризующие способности и подготовленность к управленческой деятельности.

Для систематизации требований, предъявляемых к специалистам, целесообразно ввести универсальную систему уровней соответствия установленным профессиональным и должностным требованиям. Так предлагается ввести три уровня профессиональных требований (инженер III, II, I категорий) и три уровня должностных требований («исполнитель», «руководитель нижнего уровня» и «руководитель верхнего уровня»). При этом, должностной уровень «исполнитель» не требует сертификационного подтверждения.

Систематизация профессиональных требований

должна соответствовать уровню профессиональных задач, решаемых специалистом. Так для инженеров может быть использован следующий подход[45]:

– Инженер III (начальной) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования деталей аэродромов под руководством более опытных специалистов. Специалист, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (бакалавр, специалист или магистр).

– Инженер II (средней) категории имеет квалификацию, достаточную для проектирования сложных задач самостоятельно или под руководством. Инженер, обладающий этим уровнем квалификации, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и стаж работы не менее 3 лет на инженерной должности по своей специальности.

– Инженер I (высшей) категории имеет квалификацию, достаточную для разработки сложных построений. Специалист, обладающий квалификацией на таком уровне, имеет высшее специальное образование (специалист или магистр) и опыт работы по своей специальности не менее 5 лет.


Факторы, влияющие на формирование навыка
Эффективность научения или, точнее, выработки навыка в результате упражнений определяется многими факторами, среди которых: правильное распределение упражнений по времени, понимание, осмысление обучающимся принципа, основного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанн ...

Характеристика конфликта как этапа развития коллектива
Обычно в социальной психологии выделяют четыре стадии развития коллектива, различающимися между собой уровнями социальной зрелости. Первая стадия – стадия формирования коллектива, она связана с взаимным принятием работниками друг друга. Новички присматриваются к своим товарищам, совместно вырабатывают нормы делового взаимодействия. Одн ...

Бихевиоризм. Поведение как предмет психологии
В 1913 г. была опубликована статья Джона Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой он сформулировал новое определение предмета и метода психологии: «С точки зрения бихевиориста психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Ее теоретической целью является предсказание поведения и контроль за ним. Для бих ...