Исследование стресса в психологической науке
Страница 4

Осмыслив общие механизмы функционирования человека в стрессе и дистрессе, перейдем к рассмотрению исследований направленных на изучение более частных проявлений стресса у людей из различных социальных групп находящихся в тех или иных условиях и подвергающихся воздействию различных стрессоров.

Так, изучая причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин определили, что к числу групп населения с наиболее высоким уровнем психоэмоционального напряжения относятся:

· женщины;

· лица старше 40 лет;

· лица с начальным и с высшим образованием;

· разведенные;

· пенсионеры, безработные;

· лица с низкой самооценкой здоровья.

Исследовав особую форму дистресса - организационную, В. Зигерт и Л. Ланг выделили следующие разновидности его симптоматики:

¾ Страх не справиться с работой. Он стимулирован разного рода обстоятельствами, в той или иной мере касающимися профессиональной деятельности человека, например, неспособностью, быстро войти в проблему, неумением рационально организовать свои служебные дела, непродуктивном использованием временного ресурса, слабыми навыками коллективного труда, неудовлетворительным физическим и психическим состоянием и т.д.

¾ Страх допустить ошибку. Очень часто присущ новичкам, особенно в адаптационный период, однако может иметь место и у опытных работников, находящихся под началом страдающего разного рода психическими комплексами агрессивного, несправедливого начальника.

¾ Страх быть обойдённым другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по служебной лестнице (кого-то «продвигают», а кого-то «задвигают», причём не, всегда понятно почему) получением той или иной работы (кому-то постоянно дают интересные требующие творческих усилий задания, а кто-то обречён на выполнение преимущественно скучных, рутинных задач) и т.д. Эта реакция принимает у разных людей разные формы, «каждый реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно улучшают показатели своей работы. Кто-то начинает трудиться с большей отдачей надеется поправить, таким образом, свои дела. Смирившиеся полагают, что и выкладываться-то, особенно не стоит».

¾ Страх потерять работу. К сожалению, философия пожизненного найма пока что вошла в организационную культуру компаний далеко немногих стран. Стресс, вызываемый ожиданием увольнения, приводит к тому, что у людей «пропадает уверенность в себе. Человек перестаёт себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернётся вера в собственные силы и возможности. Безработица, отсутствие заработка, поиски новой работы, безуспешное хождение по кабинетам - всё это не может не вызывать чувство страха».

¾ Страх потерять собственное Я. В его основе - современное разделение труда и отчуждённость работника от конечных его результатов. Человек фактически становиться неким винтиком в гигантском технологическом процессе, отчего утрачивается ощущение личностью самоценности и, напротив возрастает чувство ненужности, профессиональной обезличенности.

О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная исследовали макротравмы у студентов - будущих психологов, показали наличие в их опыте следующих проблем:

¾ смена места учёбы (поступление в вуз или смена вуза) - 100 %;

¾ проблемы, связанные с установлением любовных отношений, начало сексуальных отношений - 93 %;

¾ изменение характера дружеских отношений - 82 %;

¾ личностные изменения, связанные с достижениями в различных сферах деятельности, - 71 %;

¾ изменение характера отношений с родственниками - 71 %;

¾ проблемы, возникающие в ходе своего досуга и быта, - 68 %;

¾ изменение места жительства - 57 %;

¾ смерть близких - 54 %;

¾ приобретение животных - 36 %;

¾ проблемы со здоровьем - 32 %.

Макротравмы часто воспринимаются комплексно. Можно выделить три системообразующие макротравмы, на которые указывают студенты: переезд, поступление в вуз, организация досуга и быта. Данные факторы отражают характер личностного становления будущего психолога. Актуальность тех или иных проблем для конкретного человека определяется как его личностными особенностями (ценности, направленность личности, характер эмоциональных связей и др.), так и индивидуальными способами реагирования на стресс.

Ю. А. Александровский в своих исследованиях много внимания уделяет клинико-психопатологическим проявлениям стресса и считает, что показателем психической дезадаптации является нехватка адекватного и целенаправленного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации, приобретающей индивидуально-экстремальный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Составление опросника
Целью разработки опросника является создание теста, определяющего уровень тревожности у студентов последних курсов. Наш опросник (Приложение 3) был разработан на базе опросника Дж.Тейлора, который отражает личностную шкалу проявления тревоги. Разработанный нами опросник отражает уровень тревоги перед будущим у студентов последних курсо ...

Помощь ребёнку в расположении к себе сверстников
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми ...

Описание полученных результатов.Данные анализа форумов
На рассмотренных в рамках данной работы форумах содержится от нескольких десятков до нескольких сотен тем (613 тем на www.ostudents.ru), посвященных политике. Следует отметить, что многие из них содержат крайне мало высказываний. Большое количество реплик содержат, как правило, только «громкие» темы с именами известных политиков и посвя ...