Через тернии – к звездам!
Страница 1

Технология мышления » Через тернии – к звездам!

Каждый читатель, у которого хватило терпения добраться до этой заключительной главы, вправе бросить автору упрек: “Да мыслимое ли это дело – объяснять сознание человека?! Разве способен ограниченный разум человека объяснить или постичь собственное сознание?”

Оставим эти риторические вопросы без ответов. Но только вряд ли все ограничится именно риторическими вопросами: есть ведь и другие, более важные и насущные, на которые настоящая теория не дает ответов. Было бы странным, если никаких вопросов не возникало вовсе. Это означало бы, что либо теория объясняет совсем уж тривиальные и хорошо известные вещи (“Лошади кушают овес и сено”, “Волга впадает в Каспийское море”), либо, наоборот, автор ухитрился в сокращенной и популяризованной версии ответить на все (!) вопросы, причем самым что ни на есть исчерпывающим и окончательным образом. Ни то, ни другое: автор вовсе не претендует на “обладание истиной в последней инстанции”. Это всего лишь удачная, или неудачная, но попытка охватить всю глобальную проблему происхождения сознания человека целиком, с одних позиций и дать ответы на самые важные, ключевые вопросы. Это концептуальная идея, хотя отдельные аспекты проблемы проработаны довольно глубоко, другие же – едва обозначены. Как говаривал Козьма Прутков: “Нельзя объять необъятного” – и он, безусловно, прав.

Что касается традиционных и явно предвзятых взглядов науки относительно неразумности животных вообще и млекопитающих – в частности, то никто еще не смог привести ни одного (!) убедительного и бесспорного довода и не смог, например, доказать, что приматы лишены даже проблесков разумного поведения. И не докажет – на этот счет есть по крайней мере две веские и серьезные причины. Первая: любой, кто ухитрится “доказать”, что приматы совершенно неразумные животные, будет вынужден тут же доказывать, что он сам произошел от какого-то доселе неведомого науке животного или от таинственных пришельцев из космоса, которые, как это ни странно, науке тоже не известны, но подозрительно похожи на земных обезьян. В противном случае этому хитрецу никогда не объяснить, откуда разум у человека, если даже наши ближайшие биологические родственники, человекообразные обезьяны, непроходимо и безнадежно глупы, а вся их довольно сложная жизнь сводится всего лишь к рефлексам и инстинктам. Логика – вещь не менее упрямая, чем факты, и с этим придется считаться любому человеку, какие бы громкие и почетные звания, а также прошлые или настоящие заслуги он не имел. В спорах такого рода это не аргумент, равно как и амбиции, высокомерие или чванство.

“Из ничего – ничто” – кто сумеет опровергнуть этот незыблемый тезис, тот смело может подавать заявку на изобретение вечного двигателя, философского камня и прочих “чудес не от мира сего”.

И вторая, не менее веская причина: прежде чем доказывать “наличие отсутствия” разума у обезьян, собак, слонов или дельфинов, не посчитайте за труд, господа ученые мужи, и разберитесь все же для начала со своим собственным, человеческим сознанием. А еще лучше – попробуйте дать ну хоть сколько бы нибудь логичное, взвешенное, объективное, вразумительное и лишенное мании величия объяснение происхождения и самой сущности сознания, а также “механизма мышления” человека. “Не судите, да не судимы будете”.

Только не следует по поводу таких объяснений ждать признания, а тем более благодарности современников. Ибо как справедливо заметил в свое время В. Высоцкий: “Пророков нет в отечестве своем, – но и в других отечествах – не густо”.

“Через тернии – к звездам!” – таков девиз человека на бесконечном пути познания себя и мира. Попытки объяснить феномен сознания человека предпринимались еще в глубокой древности – это верно. Но верно и другое: с каждым истекшим веком, десятилетием и даже годом увеличивается сумма знаний о человеке вообще и о его сознании – в частности. Никто не может предсказать, когда именно произойдет качественный переход или скачек накопленной суммы знаний в его новое состояние. Однако такой переход неизбежен – в этом состоит диалектика Природы или, если угодно, самой нашей жизни. И не случайно говорится, что каждый исследователь стоит на плечах своих многочисленных предшественников – то есть тех людей, которые, нередко жертвуя своим здоровьем, свободой и даже жизнью, внесли и свою скромную лепту, и свои неоценимые дары в общую сокровищницу знаний. У этой метафоры очень глубокий смысл .

Страницы: 1 2 3 4