Личность как «система мотивов»

Психология развития личности » Личность как «система мотивов»

Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т. е определяющих поведение.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:

1. Мотив как побуждение, потребность.

2. Мотив как цель, предмет удовлетворения потребности.

3. Мотив как намерение.

4. Мотив как свойство личности.

5. Мотив как состояние.

6. Мотив как удовлетворённость.

Система мотивов или направленность личности, определяет активность личности и избирательность её отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной среды.

Кроме мотивов Е.П. Ильин предлагает ввести в поле направленности личности мотиваторы как психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие человеком решения. Выделяют следующие группы мотиваторов:

- нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

- предпочтения (интересы, склонности);

- внешняя ситуация;

- собственные возможности (знания, умения, качества);

- собственное состояние в данный момент;

- условия достижения цели (затраты усилий и времени);

- последствия своего действия, поступка.

Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека, называют мотивационной сферой личности. Мотивационная сфера личности является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.

Р.С. Немов характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям, как широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризуется количеством разнообразных средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархизированность мотивационной сферы – это характеристика строения организации мотивационной сферы, отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций.


Понятие коммуникативного поведения. Нормы коммуникативного поведения
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Коммуникативное поведение характеризуется определенными нормами, которые позволяют охарактеризовать конкретное коммуникативное поведение как нормативное или ненормативное. Можно выделить основные нормы коммуникативного поведения: 1. Общекульту ...

Способы влияния на общественное мнение
Общественное мнение постоянно меняется и, оценивая его, коммуникатор должен быть чувствительным к целому ряду едва уловимых, однако нередко гибельных ловушек. Рассмотрим несколько подобных ситуаций, анализ которых нам предлагает Директор Института актуальных международных проблем Эраст Галумов: • Вычеканено, как на камне. Это высказыва ...

Рекомендации
По фирме в целом: 1. совершенствование уровня оплаты труда в целях повышения мотивации деятельности сотрудников и роста эффективности производственного процесса; 2. совершенствование организации мероприятий, направленных повышение интеграции коллектива, способствующей снижению текучести кадров; 3. больше внимания уделять созданию бла ...