Личность как «система мотивов»

Психология развития личности » Личность как «система мотивов»

Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т. е определяющих поведение.

В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:

1. Мотив как побуждение, потребность.

2. Мотив как цель, предмет удовлетворения потребности.

3. Мотив как намерение.

4. Мотив как свойство личности.

5. Мотив как состояние.

6. Мотив как удовлетворённость.

Система мотивов или направленность личности, определяет активность личности и избирательность её отношений к действительности, особенности поведения и деятельности человека независимо от условий данной среды.

Кроме мотивов Е.П. Ильин предлагает ввести в поле направленности личности мотиваторы как психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и обуславливающие принятие человеком решения. Выделяют следующие группы мотиваторов:

- нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

- предпочтения (интересы, склонности);

- внешняя ситуация;

- собственные возможности (знания, умения, качества);

- собственное состояние в данный момент;

- условия достижения цели (затраты усилий и времени);

- последствия своего действия, поступка.

Совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни человека, называют мотивационной сферой личности. Мотивационная сфера личности является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.

Р.С. Немов характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям, как широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризуется количеством разнообразных средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. Иерархизированность мотивационной сферы – это характеристика строения организации мотивационной сферы, отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций.


Полоролевая социализация подростков в учреждениях интернатного типа как педагогическая проблема. Общая характеристика КШИ «Спасатель»
КШИ - это кадетская школа интернат, обучаются мальчишки с 5 по 11 класс, с шестидневным проживанием в общежитие, на полном государственном обеспечении, школа была основана 10 лет назад для детей у которых нет возможности получать образование, с каждым годом статус школы поднимается. На сегодняшний день в школе обучаются мальчишки не из ...

Как противостоять мифу
Правда заключается в том, женщины могут быть прекрасными руководителями - как и мужчины. Но несправедливая дискриминация может лишить женщину возможности стать руководителем. Правильный подход может дать женщинам шанс. · Познайте себя. Если обратить то, что кажется конфликтом полов, в простую разницу в стиле руководства, то все отрицат ...

Проблема неполных семей. О семьях с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери), взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положен ...