Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям

Психология развития личности » Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Вообще Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном уровне.

Творческие способности - это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Типы творчества: продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема; собирает основную массу способных творить – 90%. Эвристический, означающий способность решительно действовать в новой ситуации, т. е организовывать продуктивный процесс мышления. Люди, принадлежащие к этому типу, способны не только к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.

Психологи выделяют несколько особенностей людей, проявляющих творческие способности. Прежде всего – это высокий уровень независимости суждений. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится обледенить данные из различных отраслей знаний. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных замыслов. Отсюда присущая творческим людям лёгкость генерирования идей. У творческих людей можно также выделить целостность восприятия, т. е способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Также можно отметить и свёртывание знаний, стремление к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Элементарные способности к творчеству есть у всех. Они только выражены по-разному – сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создаёт неповторимый творческий почерк. Важную роль в творческой деятельности людей играют состояния своеобразного напряжения и подъёма духовных сил, творческого волнения человека. Творческие способности обеспечивают человеку возможность создавать принципиально новое. Эту возможность дают такие их компоненты как:

· дивергентное мышление;

· оперативность ума;

· богатое воображение;

· гибкость мышления и действий;

· способность рисковать;

· высокие эстетические ценности;

· реалистическая «Я - концепция»;

· развитая интуиция.

В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки:

-богатый словарный запас;

-перенос усвоенной информации в другие области;

-организация информации;

-чувственность к противоречиям;

-использование альтернатив при принятии решения;

-критичность мышления;

-высокая любознательность.

В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через:

· эмпатию;

· толерантность к другим мнениям и действиям;

· склонность к самоанализу;

· чувство юмора;

· соревновательность;

· уверенность в своих силах;

· наличие внутренней мотивации.

Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общими способами стимулирования творческой активности являются:

1. обеспечение благоприятной атмосферы деятельности;

2. обогащение окружающей среды разнообразными стимулами;

3. поощрение высказывания оригинальных идей;

4. обеспечение возможностей для упражнений в новой деятельности.


Развитие мышления в персоногенезе
Развитие мышления ребенка происходит постепенно. Поначалу оно в большой степени определяется развитием манипулирования предметами. Манипулирование, которое вначале не имеет осмысленности, затем начинает определяться объектом, на который оно направлено, и приобретает осмысленный характер. Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется ...

Оказание психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации экстремальной ситуации
Одной из главных характеристик современного мира является нарастание частоты и масштабов появления экстремальных ситуаций, катастроф, к коим современная наука относит стихийные бедствия, техногенные катастрофы и непосредственные конфликты в виде вооруженных действий отдельных лиц. Все масштабные катастрофы несут в себе далеко идущие пос ...

Психология в 1950-1960-е годы
Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологии, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках по психологии большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период. ...