Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям
Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора. Давайте проследим развитие креативности. Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей, а в 6 лет наблюдается спад. Вообще Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Формирование креативности как личностной характеристики в онтогенезе проявляется сначала на мотивационно-личностном, затем на продуктивном уровне.
Творческие способности - это создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.
Типы творчества: продуктивный, в процессе которого успешно решается любая поставленная проблема; собирает основную массу способных творить – 90%. Эвристический, означающий способность решительно действовать в новой ситуации, т. е организовывать продуктивный процесс мышления. Люди, принадлежащие к этому типу, способны не только к решению поставленных задач, но и к открытию новых закономерностей.
Психологи выделяют несколько особенностей людей, проявляющих творческие способности. Прежде всего – это высокий уровень независимости суждений. Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится обледенить данные из различных отраслей знаний. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных замыслов. Отсюда присущая творческим людям лёгкость генерирования идей. У творческих людей можно также выделить целостность восприятия, т. е способность воспринимать действительность целиком, не дробя её. Также можно отметить и свёртывание знаний, стремление к использованию всё более ёмких в информационном отношении символов. Элементарные способности к творчеству есть у всех. Они только выражены по-разному – сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создаёт неповторимый творческий почерк. Важную роль в творческой деятельности людей играют состояния своеобразного напряжения и подъёма духовных сил, творческого волнения человека. Творческие способности обеспечивают человеку возможность создавать принципиально новое. Эту возможность дают такие их компоненты как:
· дивергентное мышление;
· оперативность ума;
· богатое воображение;
· гибкость мышления и действий;
· способность рисковать;
· высокие эстетические ценности;
· реалистическая «Я - концепция»;
· развитая интуиция.
В познавательной сфере творческие способности проявляются через следующие характерные признаки:
-богатый словарный запас;
-перенос усвоенной информации в другие области;
-организация информации;
-чувственность к противоречиям;
-использование альтернатив при принятии решения;
-критичность мышления;
-высокая любознательность.
В эмоциональной сфере творческие способности проявляются через:
· эмпатию;
· толерантность к другим мнениям и действиям;
· склонность к самоанализу;
· чувство юмора;
· соревновательность;
· уверенность в своих силах;
· наличие внутренней мотивации.
Исследования и практика показывают, что даже при наличии креативных склонностей, творческие способности надо развивать, стимулировать и поощрять творческую активность человека. Общими способами стимулирования творческой активности являются:
1. обеспечение благоприятной атмосферы деятельности;
2. обогащение окружающей среды разнообразными стимулами;
3. поощрение высказывания оригинальных идей;
4. обеспечение возможностей для упражнений в новой деятельности.
Кризис трех лет.
Кризис трех лет, как уже писалось выше, возникает при появлении и проявлении «воли» ребенка. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельн ...
Дружба школьников.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же по ...
Проблема общения в зарубежной и отечественной литературе. Сущность
общения
Межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и тольк ...