Личность с позиций системного подхода (системнодеятельностный)
В качестве исходной позиции изучения природной и социальной детерминации личности представители этого подхода опираются на теорию деятельности. Личность рассматривается как системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целостности отношений. Формирование личности есть динамический процесс, осуществляющийся лишь при вхождении в цивилизацию. Личность – сверхчувственное системное качество, формируемое в процессе социализации человека. Предпосылками её формирования являются как принадлежность к человеческому роду, так и внешние обстоятельства. В данном подходе осуществляется:
- чёткое разделение понятий индивид и личность;
- выделение предметной деятельности как системно-образующего основания личности. Именно в деятельности реализуются объективные общественные отношения человека;
- предлагается новая схема детерминации личности, в которой индивидные свойства выступают как органические предпосылки развития личности, общество служит источником личностного развития, противоречия в системе предметной деятельности выступают как движущая сила развития личности. (А.Г. Асмолов)
Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причём с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.
Психологические учения нового времени. Р. Декарт, Б. Спиноза
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650).
Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В качестве такого критерия философ выдвигает интуицию, как состояние умственной самоочевидности. Наличие с ...
Факторный анализ феноменов, влияющих на уровень
нервно – психической устойчивости
Смысл факторного анализа заключается в том, чтобы полученное в ходе исследования количество переменных представить меньшим числом других переменных, называемых факторами. Факторы выступают как более фундаментальными переменными, характеризующими явление. Исходные переменные объединяются в группы, каждая из которых представляет некий фак ...
Выводы
1. Опытно-экспериментальным путем доказано предположение современной психологии – процесс самоактуализации становится возможным в 14-15 лет, когда развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что, в свою очередь, порождает стремление применить свои возможности, проявить себя в этом мире, обостряет потребность в самоопреде ...