Заключение
Страница 1

Итак, мы проанализировали такие явления, как общественная психология и идеология.

Подведем некоторые итоги.

В отличие от общественной психологии, идеология не возникает самопроизвольно, а создается социальными мыслителями. Хотя идеология выражает взгляды определенной социальной группы, ее создатели не всегда это осознают, и совсем не обязательно принадлежат к тому классу, интересы которого выражают. Идеологами этой группы они становятся потому, что теоретическим путем приводят к тем же задачам, к которым класс приходит практически.

Если идеология есть система теоретически разработанных взглядов, и представлений и входит в сферу знания, то общественная психология охватывает по преимуществу эмоциональную и волевую сферы и представляет собой вид массового сознания, т. е. сознание всей массы представителей определенного класса или иной социальной общности.

Общественная психология и идеология различаются между собой и по выполняемым функциям. Общественная психология является той сферой сознания, функции которой проявляются при решении практических задач повседневной жизни. Она вплетена в практическую деятельность людей. Этим она отличается от идеологии, выступающей в форме теории, в форме знания. Функция общественной психологии, вплетенной в ткань практической деятельности людей, проявляется в объективизации сознания.

Это касается функций приспособления, коммуникации, регулирования отношений и других, присущих общественному сознанию в целом. Так, психология обеспечивает приспособление людей к существующим общественным отношениям; посредством своих образований, в особенности привычек, обычаев и традиций, регулирует отношения между людьми; в социальных нормах поведения объективирует жизненный опыт людей и передает новым поколениям.

Наиболее характерной функцией общественной психологии является стимулирование людей к деятельности, или эмоционально-волевая функция. Энгельс говорил, что у отдельного человека, для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывая его действия, неизбежно должны превратиться в побуждения его воли. Это же самое можно сказать и относительно любой общности людей; побудительные силы, вызывающие действия общности, выражаются в эмоционально-волевых состояниях массового сознания. Эмоционально-волевая функция подчеркивает специфику общественной психологин как сферы сознания, непосредственно направленной на практическую деятельность.

Идеология и общественная психология тесно связаны между собой и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Основу взаимодействия составляют социально-экономические отношения, порождающие идеологические и социально-психологические явления. Идеология и общественная психология составляют в совокупности классовое сознание и, являясь сторонами последнего, не могут не взаимодействовать, не оказывать друг на друга своего влияния.

История развития общественного сознания показывает, что психология способствует возникновению и формированию идеологии, хотя взаимоотношения между ними в разных обществах и у различных классов носят специфический характер. Например, мелкобуржуазная идеология представляет собой своеобразную «кристаллизацию» психологии мелкого буржуа. Но этого нельзя сказать об идеологии основных классов буржуазного общества. Идеологи теоретически приходят к тем выводам, к которым стихийно стремится класс в своих потребностях, интересах, чаяниях. Так, идеология рабочего класса вырастала не из стихийного движения, не из психологии, а из науки.

Связующим звеном между идеологией и общественной психологией выступают мировоззренческие убеждения. Во взаимодействии с социально-психологическими установками они образуют содержание и направленность отношений личности. Предлагается система формирования мировоззренческого убеждения относительно социалистической общественной собственности, которая подразумевает взаимодействие идеологии и общественной психологии.

[1] Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

[2] Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М., 1985.

[3]

Ленинская концепция революционной социальной психологии. М., 2005.

[4] Горячева А. И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л., 1979.

[5] Левыкин И. Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. М., 1976.

Страницы: 1 2


Мотивационно-диагностическая часть
Начнем мы наше занятие с упражнения «Футболка с надписью» Упражнение 2-е. « Футболка с надписью.» Мы любим носим летние футболки с надписями. Но каждый при покупке такой футболки обращает внимание не только на цвет, размер, но и на особенные надписи. Так человек «подает» себя другим. Задание будет заключаться в следующем: вам нужно п ...

Влияние педагогического общения на формирование детского коллектива в младшем школьном возрасте. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Учебная деятельность.
Одно из основных открытий ребенка семи лет - это приход в школу. С приходом ребенка в школу изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развитьс ...

Выводы
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабы сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Мы провели исследование и можем сказать следующее, что испытуемые, которые умеют слушать, им свойственна открытая жестокость в отнош ...