Особенности самореализации личности подростка
Страница 2

Информация о психологии » Социально-психологические условия самореализации » Особенности самореализации личности подростка

Проведенный нами анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблемам самореализации личности подростка показывает, что имеются самые различные подходы к трактовке понятия "самореализация", наблюдается широкая поливариативность в понимании механизма развертывания процесса самореализации. www.talkbanks.ru

А теперь сформулируем с ряд общих и наиболее значимых, положений относительно понятия творческой самореализации подростка:[3]

1. Суть самореализации подростка состоит в том, что личность, распредмечивая формообразования социального опыта, опредмечивает свою гуманную сущность.

2. В основе методологического обоснования творческой самореализации личности подростка лежат культурологический, деятельностный, системный, полисубъектный, природосообразный подходы. Ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил человека, основной принцип - интериоризация-экстериоризация как механизм социализации личности и принцип культурного детерминизма как рефлексия внутреннего через внешнее.

3. Самореализация подростка обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры. Необходимо управление включением подростка в ситуации выбора ценностей, их осмыслением, формированием общезначимых критериев, через самооценку культуросозидательной деятельности и поступков, культуру межличностных отношений.

4. В процессе освоения подростком проблемных социально-практических учебно-воспитетельных ситуаций отрабатываются варианты рефлексивной самореализации, включащие духовно-нравственный, технологический, полисубъектный и деятельностный аспекты. Уровень взаимодействия этих аспектов определяет личностную систему значимых критериев культурных ценностей.

5. Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самообучение и самоограничение, саморегуляция.

6. К самореализации личности ведут психологические предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, генетические возможности, ментальные характеристики).

7. В характеристики самореализации входят: внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации цели, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни.

8. Культура качественных отношений социальной системы является стимулятором творческой самореализации личности школьника, который выступает субъектом культуротворческой деятельности в конкретных обстоятельствах.

9. Самореализация подростка является специфической областью педагогического исследования. Учитель, стимулирующий школьника на творческую самореализацию, должен учитывать воздействие экосистемы на личность, с этой целью создать такие эстетические дидактические условия, в которых подросток сам ощутит насущную необходимость в творческой нравственной самореализации как необходимом способе актуального жизнетворчества.

10. В науке созданы предпосылки для решения проблемы конструирования совокупности педагогических условий, способствующих стимулированию и эффективному осуществлению творческой самореализации личности школьника как культуротворческой жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 


Развитие психометрики и физиологии органов чувств в 19 веке. Ф. Дондерс, И. Мюллер, Г. Гельмгольц
Физиология становится экспериментальной дисциплиной приблизительно в 30-х гг. XIX в., главным образом, под влиянием работ немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера. Мюллер сформулировал принцип “специфической энергии органов чувств”: возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерной ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе ...

Структурные методы.
Разъяснение требований к работе является одним из эффективных методов управления и предотвращения конфликтов. Каждый специалист должен четко представлять, какие результаты от него требуются, в чем состоят его обязанности, ответственность, пределы полномочий, этапы работы. Метод реализуется в виде составления соответствующих должностных ...

Типы семей.
1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей. 2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем. 3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов. 4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками ...