Сферы применения западных моделей СПТ в РоссииСтраница 1
Изначально активные групповые методы обучения развивались в сфере медицины, прежде всего в психотерапевтической практике. Сейчас методы социально-психологического тренинга получили широкое распространение вне медицинской практики.
Выделим две области активного применения СПТ:
1. В рамках институтов социальных служб: www.transportpart.ru
в службах занятости,
в службах психологической поддержки,
в педагогических центрах повышения квалификации,
в системе дополнительного образования,
в центрах семейного консультирования,
в общественных организациях.
2. В рамках бизнес - сообщества:
1 в тренинг-центрах,
2 в консалтинговых организациях,
3 в агентствах по подбору и развитию персонала,
4 индивидуальными тренерами.
Если деятельность в первой области подвергается некоторому контролю, а, следовательно, специалисты стремятся выполнять необходимые процедуры, способствующие производству качественного продукта (взаимодействие с научными организациями, четкое формулирование целей занятий, внимательный отбор состава группы и пр.), то деятельность во второй области в большинстве случаев строится исходя из коммерческих интересов. Основная наблюдаемая автором тенденция - развивается и поддерживается то, что лучше продается. Здесь особенно ярко проявляется проблема недобросовестного применения западных моделей СПТ.
В российских компаниях все чаще руководство обращает внимание на проблемы развития и обучения персонала. При этом, многие компании под развитием понимают не только профессиональное, но личностное развития сотрудников. Сама по себе эта тенденция представляется весьма позитивной. Но, к сожалению, в очень малом количестве фирм есть специализированные отделы, которые занимаются обучением персонала и специалисты которых могут профессионально оценить качество предлагаемых программ и тем более оценить, насколько они соответствуют российской культуре. Руководители, также, не будучи сами профессионалами в сфере оценки эффективности методов обучения, доверяют обучение тем фирмам, которые лучше представили свою программу и предложили меньшую цену. Из-за неразвитости системы оценки эффективности тренингов и отсутствия подобного опыта у корпоративных заказчиков повышается вероятность негативных эффектов проведенного тренинга или отсутствия какого-либо эффекта.
Приведем пример того, как на практике проявляется проблема несоответствия целей задаваемых разработчиками тренингов на западе и целей тех же тренингов, которые декларируются в России, а также проблему внутренней валидности методов применяемых в российских коммерческих компаниях.
Вместе с перестройкой на российский рынок пришло много западных компаний, а с ними - и мода на командообразующие тренинги. Нельзя сказать, что до этого в России их не было, но именно в 1990-х они стали неотъемлемой частью программ развития и обучения персонала предприятий.
Тренинги, направленные на построение команды, являются частым примером применения методов западных СПТ в современных российских организациях.
Обычно, руководители, ставя задачу, говорят примерно так: «Мне нужно, чтобы наши сотрудники были одной командой. Чтобы они понимали, что у них есть общая цель и были более ответственными». Однако, есть принципиальное различие между тем, что под «эффективной командой» понимают западные управленцы и менеджеры российских компаний.
Согласно мнению бизнес-тренера Екатерины Полонской [94] - сотрудники российских организаций, из которых «строят команду», описывают свое видение достаточно характерным образом. На вопрос «что, по-вашему, определяет хорошую команду»? наиболее частыми являются ответы: «взаимопонимание», «дружеская атмосфера», «взаимовыручка», «чувство плеча/локтя», «взаимопонимание и хорошее отношение друг к другу не только в рабочее время», «каждый на своем месте, но и прикрывает соседа», «желание помочь в трудной ситуации», «доверие друг другу». Гораздо реже встречаются «общая разделенная цель», «профессионализм» или «распределение ролей». То есть, члены команды должны быть, в первую очередь, симпатичными, дружественно настроенными и достаточно близкими людьми, с которыми приятно общаться (желательно не только на работе) и на которых можно положиться в трудную минуту.
“Женщины – плохие начальники” – это миф
Считается, что .
· Женщины слишком мягки, нежны и заботливы, чтобы быть хорошими начальниками.
· Прежде чем стать начальником, женщина становится "стервой".
· Женщина не может одновременно заботиться о семье и руководить коллективом.
· Став матерью, женщина готова уйти с работы.
· Женщины больше, чем мужчины, пользуются б ...
Типы семей.
1. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей.
2. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним родителем.
3. Семьи с одной брачной парой с детьми и без детей с одним из родителей супругов.
4. Семьи с двумя или более брачными парами, с детьми и без детей, с одним из супругов (или без него) и с другими родственниками ...
Заключение.
Резюме:
Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психологии труда. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В.
Раздел А
, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения: Метод наблюдения; Метод непосредственного наблюдения профессионально ...