Историческая справка
Страница 1

Термин невроз был введен во второй половине XVIII века для обозначения ряда заболеваний нервной системы. С того времени менялись точки зрения на сущность невроза. Со второй половины XIX века закрепилась точка зрения, что невроз – это психогенное заболевание, не сопровождающееся органическими повреждениями мозга. Это заболевание пограничное между нормой и патологией. Оно характеризуется нерезко выраженными нарушениями психической деятельности.

В XX веке, особенно в конце его, наблюдается увеличение неврозов в связи с ускорением темпа и ритма жизни, информационными и эмоциональными перегрузками, шквалом социальных перемен и др. факторами. Не каждый человек может своевременно адаптироваться, перестроиться, возникают нарушения типа психогений.

Научные достижения в области неврозов принадлежат многим отечественным ученым. И.П. Павлов и его школа изучали психофизические механизмы неврозов. Большой вклад в разработку проблемы неврозов у взрослых внесли В. Мясищев, В. Карвасарский и их школы. Исследованиям неврозов у детей посвящены работы А.И. Захарова (1988, 1998), Д. Исаева, А.Е. Личко, А.И. Селецкого, Д.Д. Еникеевой (1997, 1998 и др.).

Остановимся на более полном определении невроза.

Невроз – это психогенное заболевание, причиной которого является действие психотравмирующих раздражителей и ситуаций, психических травм.

Невроз проявляется в форме обратимых нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств. Эти нарушения обычно осознаются личностью и переживаются ею как болезненные явления.

В качестве самостоятельной, болезненной формы невроз чаще возникает у детей 6–7 лет, когда они проявляют осознанное отношение к себе и окружающим, понимают социальные мотивы поведения, нравственные оценки, значимость конфликтных ситуаций. У детей более младшего возраста развиваются реакции невротического типа в ответ на эмоционально неприятные воздействия микросоциальной среды.

Заболеваемость неврозами в подростковом возрасте создается за счет тех подростков, которые страдают с детства. В период восьмидесятых годов в психоневрологических диспансерах по данным Личко А.Е. на учете состояло около 15% подростков. В 90-х годах этот процент увеличился. Период полового созревания, «пубертатного кризиса» не дает резкого возрастания заболевания неврозами. Некоторые авторы (А.Е. Личко, 1985) считают, что вероятно в этом возрасте невротические симптомы «заменяются» нарушениями поведения. Те же психогенные факторы, которые у детей и взрослых вызывают невроз, у подростков в период становления характера ведут к девиантному поведению.

К возникновению неврозов предрасполагают индивидуальные особенности личности: особенности характера и темперамента, тип высшей нервной деятельности (ВНД) и др. Большое значение имеют отклонения в воспитании ребенка, приводящие к формированию «невротической диспозиции» – повышенной чувствительности к определенным психогенным раздражителям. Имеют значение и многие другие факторы: церебрально-органическая недостаточность, как следствие патологических родов или перенесенных черепно-мозговых травм. Соматическая ослабленность также предрасполагает к неврозу.

Патофизиологической сущностью неврозов является срыв ВНД в результате перенапряжения или сшибки основных нервных процессов, наличие конкурирующих очагов возбуждения и торможения.

Страницы: 1 2


Особенности общения подростка со взрослыми. Общение подростка со взрослыми
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Советские психологи вслед за Л.С. Выготским единодушно считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самосто ...

Невроз страха и тревожного ожидания
Невроз страха и тревожного ожидания является одним из наиболее распространенных проявлений невроза у детей. Страх (фобию) можно определить как негативное эмоциональное состояние, которое появляется перед определенными событиями и как бы предвещает наступающую психогению. Следовательно, человек ощущает страх не просто в опасной ситуации, ...

Результаты эмпирического исследования СПК в ООО "Коктейль". Результаты исследования СПК подразделения №1. Структура взаимоотношений в подразделении
В исследуемом коллективе изучались следующие социально-психологические показатели на основе социометрического метода: · Социальный статус, · Уровень оценки деловых качеств сотрудников друг другом (деловой критерий), · Уровень оценки личностных качеств (личностный критерий), · Уровень оценки одинарного ролевого критерия (неформальное ...