Младший школьный возраст
Страница 4

2) усвоение значений и смыслов словесных знаков и самостоятельное установление их тонких интегративных связей;

3) решение умственных задач, связанных с преобразованием предметного мира;

4) развитие произвольных сторон внимания, памяти и воображения;

5) развитие воображения как способ выйти за пределы личного практического опыта, как условие творчества.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идёт в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимо обогащение. Влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного и словесно – логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ её условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой.

Если любой из этих аспектов представлен слабо, то интеллектуальное развитие ребёнка идёт как односторонний процесс. При доминировании практических действий преимущественно развивается наглядно – действенное мышление, но может отставать образное и словесно – логическое. Когда преобладает образное мышление, то можно обнаружить задержки в развитии практического и теоретического интеллекта. При особом внимании только к умению рассуждать вслух у детей нередко наблюдается отставание в практическом мышлении и бедность образного мира. Всё это в конечном счёте может сдерживать общий интеллектуальный прогресс ребёнка.

Подготовительная фаза ориентировки в условиях решаемой задачи является очень важной для развития интеллекта, так как дети на практике часто не справляются с задачей именно потому, что не умеют анализировать её условия. Такой недостаток обычно преодолевается за счёт специальных упражнений, направленный на сравнение между собой условий в похожих друг на друга задачах[10].

Установлено, что первоклассники могут понять и принять поставленную перед ними задачу, но её практическое выполнение возможно для них только с опорой на наглядный образец. Учащиеся третьих классов уже сами в состоянии составить план работы над задачей и следовать ему, не опираясь на представленный наглядно образец.

С поступлением ребёнка в школу в число ведущих видов деятельности, наряду с общением и игрой, выдвигается учебная деятельность. Это верно, но требует двух уточнений применительно к развитию деятельности. Первое из них касается того, что не только учебная, но и другие виды деятельности, в которые включён ребёнок данного возраста, - игра, общение и труд влияют на его личностное развитие. Второе связано с тем, что в учении и иных видах деятельности в данное время складываются многие деловые качества ребёнка, которые отчётливо складываются, проявляются уже в подростковом возрасте. Это, прежде всего комплекс специальных личностных свойств, от которых зависит мотивация достижения успехов[14].

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но ещё больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нём говорит взрослый.

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребёнку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные[21].

Доверительность и открытость к внешним воздействиям, послушание и исполнительность создают хорошие условия для воспитания ребёнка как личности, но требуют от взрослых и учителей большой ответственности, внимательного нравственного контроля за своими действиями и суждениями.

Важным моментом также является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребёнку добиваться её. Сознательный контроль ребёнком собственных действий в младшем школьном возрасте достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, долгосрочной поставленной цели. Особенно отчётливо это выступает в тех случаях, когда дети играют или делают что–либо своими руками. Тогда, увлекаясь, они часами могут заниматься интересным и любимым делом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Развитие психологии в арабском мире
С VIII по XII в. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на да ...

Вербальная агрессия и власть над другими
Если мы посмотрим на вербальную агрессию как на средство манипулировать и доминировать над другими, то все перечисленное ниже имеет смысл, потому что все эти категории вербальной агрессии являются способами установить свою власть над другими. Значит ли это, что агрессор на самом деле чувствует себя сильнее и могущественнее, если ему уда ...

Стабильность в поведении человека
Стабильность в поведении человека играет большую роль в становлении его взаимоотношений с окружением. Если человек ответственен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека. Самоо ...