Проблема и стили общения в современной психологии. Понятие и основные характеристики общения
Страница 3

Информация о психологии » Особенности индивидуального стиля общения студентов, будущих психологов » Проблема и стили общения в современной психологии. Понятие и основные характеристики общения

М.И. Лисина в результате многолетних экспериментальных исследований процессов общения у детей выделяет такие его компоненты: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукты общения [16]:

- предмет общения - это другой человек, партнёр по общению как субъект;

- потребность в общении - это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;

- коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;

- действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку;

- средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;

- продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Основываясь на принципах системного анализа, Каган М С. выделяет следующие цели общения:

1) цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов,

2) цель общения заключена в нём самом,

3) цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям инициатора общения,

4) целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.

Перечисленные цели, по мнению автора, исчерпывают заключенные в общении функциональные возможности.

Продуктивная разработка проблемы классификации функций общения содержится в трудах Б.Ф. Ломова [17]. В них, по его собственной оценке, предпринята попытка пока ещё неполной классификации некоторых из основных функций общения, в частности выделены два ряда функций по разным основаниям. Первый включает три класса следующих функций: информационно-коммуникативную, регуляционно - коммуникативную, аффективно-коммуникативную; второй определяется по другой системе оснований и включает организацию совместной деятельности, познание людьми друг друга, формирование и развитие межличностных отношений.

Формирование потребностей в общении может быть рассмотрено и в плане определения закономерностей, присущих становлению любой коммуникативной потребности в ходе включения индивида в систему межличностных отношений. Анализ развития потребностей в общении в онтогенезе позволяет рассмотреть через призму эволюции коммуникативной потребности становление личности и её развитие, показывает в целом роль общения как одного из важнейших факторов социализации [17, с.73].

В схеме эволюции потребностей в общении, предложенной М.И. Лисиной, отмечается появление новой потребности — во взаимопонимании, в эмоциональном сопереживании, ибо только при условии удовлетворения этих потребностей становится возможным формирование адекватной самооценки и взаимооценки [16].

Ньюком разделил социальные потребности, определяющие интеракцию и общение на три основных типа: 1) потребности, ориентированные на объект или цель взаимодействия; 2) потребности, ориентированные на интересы самого коммуникатора; 3) потребности, ориентированные на интересы другого человека или общества в целом. В реальном социальном поведении человека всегда выступают все три типа потребностей, которые, однако, иерархизованы по-разному.

В мотивации, отмечает В.Г. Леонтьев, происходит «согласование внешних воздействий, ключевых, обстановочных, пусковых раздражителей с внутренним состоянием человека, с его потребностями и другими психическими образованиями, что составляет приобретённый и врождённый опыт» [14, с.47]. Мотивация представляет собой активный процесс, который идёт навстречу воздействиям извне. Она непосредственно противостоит «внешнему» у человека через его поведение и деятельность.

Исследователи выделяют в общении речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) средства.

В частности, в общении используется богатейший спектр невербальных средств, воплощённый в особенностях поведениям ритуалах знакомства, приветствий, прощания; в эмоциональном тоне общения в зависимости от ситуации, отражающем национальные, профессиональные или иные особенности общающихся; конвенциальных жестах, известных только той или иной социальной группе, и многих других. Поведение человека строится с учётом действий и поступков, окружающих его людей, а общение само по себе представляет для человека самоценность.

На базе исследования общения рассматривается такая особенность личности как общительность, проявляемая в общении. Сравнение литературных данных позволяет охарактеризовать общительность как относительно устойчивое индивидуальное свойство личности, которое развивается в ходе коммуникативной деятельности и проявляется в ней. Общительность как свойство личности включает в себя следующие признаки: стремление к общению, инициативность общения, лёгкость вступления в контакт, устойчивость, широту общения, выразительность общения и признаки экстравертированной направленности. Общительность в самом широком смысле — это психическая готовность человека к организаторско-коммуникативной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Три этапа методики систематической десенситизации.
В самой процедуре систематической десенситиза­ции можно выделить три этапа: овладение методи­кой мышечной релаксации; составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенси­тизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией). Остановимся на каждом этапе подробнее. Трениров­ка в мышечной релаксац ...

Основные направления психологической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации
К кризисным ситуациям, в которых могут оказаться дети относятся: 1. лишение родителей прав. Ребенок оказывается в детском доме или интернате.2. Это так же трагические случаи, приведшие к смерти родителей. Ребенок остается сиротой. 3. Беспризорничество. Дети убегают из неблагополучных семей и попадают в криминал. 4. Развод родителей это ...

Почему женщины успешно делают карьеру?
Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всем интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? Я попробую сейчас кратко передать важнейшие результаты единственного в своем роде исследования. 1. Из ...