Использование комплекса игр в работе с подростками

Информация о психологии » Полоролевая социализация » Использование комплекса игр в работе с подростками

Как указывалось выше, исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность по разработанной автором модели, в другой же группе (контрольной) игровая деятельность проводилась традиционно. Эксперимент длился 6 месяцев (октябрь 2009 – март 2010 годы). www.wayculture.ru

Рассматривая социализированность как сложное структурное образование, интегрирующее информационный, мотивационный и деятельностный компоненты, в ходе эксперимента последовательно сменялись группы игр.

Таблица 2.2. Последовательность усложнения игровой деятельности

Компоненты

Цель

Игры

Результат

Информа-ционный

Расширение социальных знаний о социальном мире, социальных ролях

Сюжетно-ролевые игры («Пожарники», «Брейн - ринг», «Роли», «Парикмахерская», «Загадочный калейдоскоп» и др.)

Вхождение в информационное пространство, умение обсуждать социальные явления, ориентироваться в потоке информации

Мотива-ционный

Освоение социальных отношений; анализ фактов, вычленение главного

Игры с элементами соревнований, психодраматические взаимодействия («Спасательный круг», «Вперед, романтики», «За спиной», «Идеальный другой», «Догнать мяч», «Страна Олимпиадия» и др.)

Способность действовать адекватно условиям, оперативно оценивать условия и партнеров, коррекция своего поведения

Деятель-ностный

Освоение способов взаимодействия со средой, самостоятельное освоение передачи информации другим людям

Режиссерские игры («Пойми меня», «Утренняя звезда», «Летние забавы», «Лунный маскарад», «Белое и черное», «Праздник – безобразник», «Земля-матушка», «В мире животных», «Мы и природа» и др.)

Осознание ответственности за свои поступки, включенность ребенка в самостоятельное творчество, осознанное отношение к игре как общественно и личностно значимой деятельности, направленность на передачу социальной информации

Каждый предшествующий блок игровой программы являлся подготовительным по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные умения детей служили основой для развития новых компонентов социализированности младших подростков. Модель социализации личности ребенка в учреждениях закрытого типа в процессе игровой деятельности представлена в таблице 2.2.

На начальном этапе экспериментальной работы подростка экспериментальной группы осваивали жизненные ситуаций посредством социоориентированных игр, влияющих на информационный компонент социализированности. Основой этих игр является совокупность социальных знаний ребенка и его способность к передаче социальной информации. Это такие игры как «Пожарники», «Спасатели» и др.

Задачей следующего этапа педагогического обеспечения социально-развивающего общения подростков посредством игровой деятельности, было освоение социальных ролей, потому, что дети –живущие в интернате не умеют поставить себя на место другого, у них затруднено переживание чувств. Дети анализировали социальные роли своих героев, вживались в какой-либо образ, что позволяло им прочувствовать все это изнутри, а также приобрести умение переносить приобретенные в играх знания, навыки и умения на другие ситуации. Этому способствовали игры «Какой я хороший», «Пойми меня», «Скульптор».

Освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме происходило на следующем этапе через игры «Вопрос соседу», «Кто Я», «Пресс-конференция» и др.

Применение социоориентированных игр, изложенных в комплексной программе, позволило обеспечить позитивную динамику социальных знаний младших подростков о себе, о многообразии социальных ролей и статусов, специфики действий в соответствии с социальными нормами и правилами; об основных социальных институтах, различных способах организации социоориентированных игр; о значимости передачи социальной информации; о новых приемах и способах самореализации.

В результате работы произошло изменение интереса подростков к познанию социальных норм, своих прав и обязательств в социуме. Подростки стали проявлять меньшую агрессивность друг к другу.


Кризис семи лет. Готовность к школе.
Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности . Это обусловлено тем, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый момент – переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка, что оно может принести. Это внутренняя ориентация в том, какой смысл может иметь осу ...

Понятийное поле теории К.Хорни
Невротические потребности – Это избыточные потребности 1) в любви и одобрении; 2) в руководстве партнера; 3) в четких ограничениях; 4) во власти; 5) в эксплуатировании других; 6) в общественном признании; 7) в восхищении собой; 8) в честолюбии; 9) в самодостаточности и независимости; 10) в безупречности и неопровержимости. Ба ...

Сравнительная характеристика руководителей. Управленческая решетка ГРИД
Блейк Р.Р., Моутон Дж. С. предложили классификацию стилей руководства в виде «Управленческой решётки ГРИД» (Рис. 4). значительная Y Управление «Загородным клубом» Коллективное управление 9 1.9 9.9 8 Забота о людях 7 6 ...