Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов

Информация о психологии » Способы предупреждения конфликтов » Толерантность как способ разрешения и предупреждения конфликтов

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.

Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции — полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл— достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

Толерантность в общении — позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью — нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

• предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы — представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) — национализм, шовинизм, расизм;

• насилие в поступках и в речи — преследования, запугивания, угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления, насмешки, ярлыки, прозвища;

• экстремизм во взглядах и поступках — терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

• эксплуатация;

• дискриминация, изоляция в обществе — по половому признаку, мигрантофобия.

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

Основные критерии толерантности:

• позиция на равных и учет интересов другого;

• отказ от насилия;

• осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;

• подчинение правилам, законам (по доброй воле);

• позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);

• способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;

• способность личностного выбора.


Анализ полученных данных
На первом этапе была предложена Методика «Опросник травматического стресса», Котенёв И.О., позволяющая выявить выраженность постстрессовых расстройств. Полученные данные можно представить в виде таблицы 1, целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов. Таблица 1 «Средние значения выраженности постстрессовых расстройст ...

Первичные гипотезы о причинах трудностей развития ребенка
Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются: □ рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках; □ проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома, алкоголизм, н ...

Оценка результатов
1. Ориентировочная деятельность у интеллектуально полноценных детей носит активный характер. Они внимательно рассматривают доску в течение всего отведенного времени, часто делают различные предположения и догадки о том, как выполнить работу («Я зеленые с зелеными положу» или «А можно все кружки вместе собрать?» и т.д.). Иногда дети даже ...