Уровни социально-психологической напряженности. Процесс развития социальной напряженности можно представить в виде последовательной смены стадий:

Информация о психологии » Показатели социально-психологической напряженности в коллективе » Уровни социально-психологической напряженности. Процесс развития социальной напряженности можно представить в виде последовательной смены стадий:

1. Стадия нормального состояния социальной напряженности, которая определяется ее фоновым значением. Фон социальной напряженности постоянно присутствует в организации. Эта некая норма, которая обусловлена объективными обстоятельствами, а именно, самим фактом различия интересов между двумя собственниками. Работодатель и работник наемного труда – собственники. Но у них разная собственность. У одного - средства производства, у второго - рабочая сила. При их взаимодействии всегда будут возникать естественные противоречия, основанные на несоблюдении интересов, которые ими постоянно ощущаются. Фоновой, или минимальной, эта стадия сохраняется до тех пор, пока в социально-трудовых отношениях не происходят явные нарушения достигнутых договоренностей, составляющих предмет этих отношений. А именно:

- компенсации за труд;

- условия труда;

- занятость работников и их профессионально - должностной статус;

- порядок разрешения трудовых споров [14;236].

В ином случае это вызывает рост социальной напряженности относительно фонового значения. На следующей стадии, которая обозначается как латентную, происходит:

-осознание противоположности интересов сторон;

-начинается консолидация групп;

-происходит интенсивный процесс обмена информацией;

-проявляется противостояние сторон (есть противоположность интересов, но нет еще борьбы);

-идет накопление потенциала и ресурсов, стихийного выбора лидеров [14;240].

Эта стадия условно может быть разделена на три фазы, каждая из которых имеет ряд специфических черт, своих, сугубо индивидуальных особенностей. Символами “Л” и “Г” на графике обозначены личностные групповые интересы, а их величины отражают преобладающее значение тех или других.

I фаза. В этот период групповые интересы лишь формируются, а доминируют интересы личности. Идет осознание групповых интересов на личностном уровне, их взаимовлияние и взаимопроникновение. Усиливается информационный обмен, который пронизывает все последующие фазы латентной стадии.

II фаза. Характеризуется постепенным переходом к осознанию групповых интересов сторон, началом консолидации групп, появлением лидеров. Складываются противоборствующие стороны – субъекты конфликта, которые обладают определенным (групповым) потенциалом действия. Начинается процесс использования этого потенциала.

III фаза. В ходе развития этой фазы заканчивается процесс консолидации, окончательно формируются субъекты конфликта. Здесь вырабатывается установка на конкретные действия в ситуации конфликта. Групповые интересы доминируют над личностными [14;326].

2. Данная стадия социальной напряженности называется открытой или собственно конфликтом. Характеризуется переходом от осмысления происходящего всеми к коллективным активным действиям. На этой стадии уже сформулированы противоборствующие группы, эмоции отодвигаются на задний план и предпочтение отдается логическому поиску выхода из создавшейся ситуации. Эскалация социальной напряженности достигает своего пика. Согласование интересов происходит посредством переговорного процесса. В этом варианте развития социальной напряженности для коллектива характерны:

- организованность;

- единодушие;

- эмоциональный накал;

- рост влияния неформальных лидеров.

Таким образом, существует две стадии социальной напряженности первая стадия нормального состояния социальной напряженности, она делится на три фазы: I фаза. В этот период групповые интересы лишь формируются, а доминируют интересы личности. II фаза. Характеризуется постепенным переходом к осознанию групповых интересов сторон, началом консолидации групп, появлением лидеров. III фаза. В ходе развития этой фазы заканчивается процесс консолидации, окончательно формируются субъекты конфликта. Вторая стадия социальной напряженности называется открытой или собственно конфликтом.


Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми. Методы работы учителя с гиперактивными детьми
Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: · развитие психических функций, отстающих у таких детей - внимания, двигательного контроля, контроля поведения; · отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми; · важно, при возможности, вести работу с гневом. Коррекционная раб ...

Выводы
1. Сложившаяся система неформальных отношений была выявлена в результате социометрического опроса. Показатели сплоченности, связанности, интегративности пропорционально взаимосвязаны, но степень выраженности взаимосвязи различна в разных подразделениях. Наиболее выражен во всех подразделениях показатель интегративности, что свидетельств ...

Организационный план исследования
Сбор данных: 5 дней Ввод данных в SPSS: 1 день Обработка данных: 2 дня ...