Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание и обоснование методов исследования
Страница 1

Информация о психологии » Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста » Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание и обоснование методов исследования

Данное эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 127 «Огонек» Советского района г. Астрахани.

Общий объем выборки составляет 33 ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 13 мальчиков и 20 девочек.

В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление структурных компонентов и уровней самооценки детей старшего дошкольного возраста, определялись особенности проявления самооценки у старших дошкольников, связь самооценки и ведущей деятельности данного возраста.

Психодиагностический инструментарий.

Были использованы методы в соответствии с системным подходом, которые направлены на выявление психологических особенностей личности, структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Психологические особенности проявления самооценки определялись автором данного исследования при помощи следующих методик: изучение самооценки ребенка с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте; методика социометрия для дошкольников, тест «Два домика»; наблюдение за особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности.

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур. Данная методика основана на оценивании детьми старшего дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагалось на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил).

Кроме оценки, данной детьми самим, себе предлагалось отметить другими фишками свое место с позиции окружающих его людей: сверстников, родителей, воспитателей. Методика позволяет определить высоту самооценки детей старшего дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

Методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте. Данная методика является проективной методикой изучения личности детей старшего дошкольного возраста. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице – отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй – необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем – «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой – себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей старшего дошкольного возраста.

Наблюдение за особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста в ведущей деятельности. Данный вид методики представляет собой наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности. Наблюдение за детьми проводилось по определенным критериям: инициатор игры; принятие предложений по игре от других детей; учет точек зрения других детей; самостоятельный выбор ролей или принятие роли от других; выполнение главных или второстепенных ролей; исправление или критика других детей; активность ребенка в игре.

Страницы: 1 2


Теоретические основы полоролевой социализации подростков. Психолого-педагогическая характеристика младших подростков
Согласно многим периодизациям психического развития личности, младший подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-13 до лет — периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловл ...

Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии
В настоящее время особенности функциональной специализации левого и правого полушарий мозга хорошо исследованы. Подробный анализ этой проблемы представлен в книгах Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [22], Е.Д. Хомской [167], С. Спрингер и Г.Дейча, [42], В.Л. Бианки [15] и других. В результате многих экспериментальных исследований было ус ...

Конспект группового консультирования
Консультация проводилась на малом педагогическом совете учителей начальных классов. КОНСПЕКТ Здравствуйте!!! Тема нашей сегодняшней беседы будет посвящена детской тревожности. Ведь мы часто слышим от родителей такую фразу: «Что-то мой ребенок в последнее время какой-то тревожный? Может, устал?» Так, давайте попробуем разобраться, что ...