Досуг и личностные характеристики человека
Страница 1

Досуг является неотъемлемой составляющей жизненного пространства человека, которая разнообразна в формах своего проявления и реализуемых в ней мотивах. Мы полагаем, что личностные особенности человека оказывают влияние на выбор определенного досугового времяпрепровождения. Для исследования этого влияния мы работали в двух направлениях. Во-первых, на основе пилотажного интервьюирования студентов факультета психологии (n=20) был проведен контент-анализ обозначенных ими способов досугового времяпрепровождения. Посредством данных контент-анализа были определены основные ориентации человека при выборе досуговой деятельности: внешняя, интрапсихическая и пассивная. Анализ мотивов, которые лежат в основе выбора тех или иных форм отдыха, показал доминирование духовных мотивов над социальными и материальными среди опрошенных студентов-психологов. Во-вторых, были скомпонованы 25 биполярных шкал семантического дифференциала с целью измерения эмоционального отношения испытуемых к своему досугу. После проведения пилотажной проверки данных шкал на 60 испытуемых (мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет), были отобраны шкалы, работающие по закону нормального распределения (всего осталось 11 шкал). В результате факторизации 11 шкал было выделено четыре значимых фактора, определяющих отношение испытуемых к своему досугу: степень отдыха, конструктивность, изменчивость и включенность. Таким образом, с помощью разработанного нами инструментария мы определили ключевые параметры для оценивания досуга человеком. Далее нами была поставлена цель - исследовать взаимосвязь параметров досуга и таких личностных характеристик, как жизненные ориентации, уровень профессиональной реализации, самоотношение и механизмы психологической защиты личности. Для диагностики описанных выше личностных характеристик были задействованы следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), опросник профессиональной реализации Н.Н. Мельниковой (ПР-21), тест-опросник механизмов психологической защиты Р. Плутчика (адаптация Л.Р. Гребенникова), опросник жизненных ориентаций Е.Ю. Коржовой. В исследовании приняли участие 45 человек – мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет. Данные, полученные на основе всех перечисленных методик, сопоставлялись с помощью корреляционного анализа Пирсона с суммарными баллами по четырем основным факторам досуга (степень отдыха, конструктивность, изменчивость и включенность).

Конечные результаты исследования могут подтверждать гипотезу о взаимосвязи личностных особенностей и параметров досуга человека. Наибольшее влияние на параметры досуга человека оказывают жизненные ориентации. Выявленные взаимосвязи между жизненными ориентациями и досугом указывают на то, что люди, характеризующиеся гибкостью, активностью во взаимодействии с миром и самим собой, не испытывают затруднений в проведении досуга. Они по-настоящему могут расслабляться, восстанавливать силы и конструктивно использовать время досуга. Важно отметить, что полученная взаимосвязь между жизненными ориентациями и параметрами досуга подтвердилась лишь в мужской выборке. В выборке женщин данная зависимость не проявилась. У женщин в меньшей степени личностные особенности оказывают влияние на качество их досуга (вероятно, здесь играют большую роль другие факторы, например, материальное и социальное положение). Возможно, это связано с меньшей склонностью женщин, по сравнению с мужчинами, к индивидуализации и достижению.

Страницы: 1 2


Рекомендации для родителей тревожных детей.
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!») 2. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешили ранее. 3. Учитывайте возможности детей, не требуйте от них то ...

Исследование особенностей проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Описание и обоснование методов исследования
Данное эмпирическое исследование проводилось в муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 127 «Огонек» Советского района г. Астрахани. Общий объем выборки составляет 33 ребенка старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), из них – 13 мальчиков и 20 девочек. В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось вы ...

Развитие психологической мысли от эллинизма до эпохи возрождения
По хронологическим рамкам эпоха эллинизма охватывает IV-II вв. до н.э. и представлена Академией Платона, перипатетической, стоической и эпикурейской школами, продолжателями античных традиций стоицизма, скептицизма и эклектизма. Данные направления и школы продолжили свою эволюцию в творчестве ученых Древнего Рима. Развитое первыми после ...